Просмотреть запись

Интеграция и дифференциация как универсальные категории науки и их отражение в теории и практике естественнонаучного образования

Электронный архив РГППУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Интеграция и дифференциация как универсальные категории науки и их отражение в теории и практике естественнонаучного образования
Integration and differentiation as the universal scientific categories and their reflection in the theory and practice of natural science education
 
Автор Ignatova, V. A.
Игнатова, В. А.
 
Тематика DIFFERENTIATION
INTEGRATION
COMPETENCE
INTERDISCIPLINARY EDUCATION
SYSTEMATIC SYNERGETIC APPROACH
EDUCATIONAL CONTENT
UNIVERSALS
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ИНТЕГРАЦИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ
ОБРАЗОВАНИЕ
СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛИИ
 
Описание The post-industrial society gives way to the qualitatively new formation of education, integrated at its every level: integration with science and production; cooperation of different educational establishments; succession of educational levels; cross-disciplinary and inter-disciplinary expertise development; choice of methods, technologies and organizational forms of education and upbringing, etc. The integration and differentiation in their didactic unity reflect the complexity and contradiction of educational process, either of them dominating in certain socio-economic conditions of the given historic period. The retrospective analysis of the above correlation regarding the natural science disciplines demonstrates the lack of theoretical and methodological bases for integration, and its accidental unsystematic character in educational processes. The main conclusion of the study is the need for the complex competence model to combine the ideas of integration and differentiation providing both the wide outlook and professional training. For overcoming the predominance of differentiated education, the author suggests adapting the concepts of post-non-classical science, and selection and structuring of educational information with the reference to the semantic universals of systematic synergetic approach. The research findings can be used in pedagogic research methodology, educational process design and modeling, its content, technology and organization. 
В условиях постиндустриального общества начинает складываться качественно новое образование, ведущим фактором которого должна стать интеграция на всех уровнях: при его взаимодействии с наукой и производством; сотрудничестве образовательных учреждений разного типа; преемственности на различных ступенях обучения; формировании межпредметных и внутрипредметных знаний; выборе методик, технологий, форм организации обучения и воспитания и т. д. Процессы интеграции и дифференциации, которые составляют диалектическое единство и отражают сложность и противоречивость развития познания, всегда присутствуют в образовании. Один из них доминирует в зависимости от сложных социальных и экономических условий той или иной исторической эпохи. Анализируя проблему соотношения интеграции и дифференциации в образовании в ретроспективе, автор акцентирует внимание на естественнонаучных дисциплинах и отмечает недостаточность в настоящее время теоретической и методологической базы интеграции, что, с его точки зрения, является причиной бессистемности, случайности и хаотичности ее использования в учебном процессе. Основной вывод предпринятого исследования указанной проблемы состоит в следующем: чтобы выполнить главное требование времени к образованию, заключающееся в формировании личности, имеющей одновременно и широкий кругозор, и глубокую узкопрофессиональную подготовку, необходимо создать компетентностную модель, гармонично и разумно сочетающую идеи дифференциации и интеграции. Адаптация к содержанию образования концептуальных положений постнеклассической науки, отбор, конструирование и структурирование учебной информации на основе смысловых универсалий системно-синергетического подхода будут способствовать слому преобладающей до сих пор в сфере образования тенденции дифференцированного предметного обучения.Результаты работы могут быть использованы в методологии педагогических исследований, проектировании и моделировании образовательного процесса, его содержания, технологий и организации. 
 
Дата 2015-07-12T18:16:49Z
2015-07-12T18:16:49Z
2013-02
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Игнатова, В. А. Интеграция и дифференциация как универсальные категории науки и их отражение в теории и практике естественнонаучного образования / В. А. Игнатова // Образование и наука. — 2013. — № 2. — С. 3-17.
2310-5828
1994-5639
http://www.edscience.ru/index.php/jour/article/view/136/131
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3594
10.17853/1994-5639-2013-2
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Образование и наука. 2013. №2
 
Права Open access (info:eu-repo/semantics/openAccess)
 
Формат application/pdf
 
Издатель Российский государственный профессионально-педагогический университет
 
Источник Образование и наука
 
##plugins.schemas.dc.fields.audience.name## Other
Parents and Families
Researchers
School Support Staff
Students
Teachers