Просмотреть запись

Элементарное музицирование как здоровьесберегающий феномен в системе общего образования

Электронный архив РГППУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Элементарное музицирование как здоровьесберегающий феномен в системе общего образования
Elemental music-making as a health saving phenomenon in the system of general education
 
Автор Golubeva, N. V.
Голубева, Н. В.
 
Тематика MUSIC-MAKING
ELEMENTAL MUSIC-MAKING
HEALTH PROMOTING POTENTIAL OF MUSIC TEACHING
HEALTH PROMOTING PEDAGOGY
МУЗИЦИРОВАНИЕ
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
 
Описание The paper aims at drawing the attention of teaching community to the health promoting potential of music making disregarded nowadays by educational establishments. The traditional musical education focused mainly on musicology leads to artificial intellectualization, and leaves no room for children's imagination, intuition, creativity, joyful feelings and activities. The author discusses the specificity of the music teaching concept, developed by Carl Orff and his followers, and based on the complex understanding of human nature, history, living conditions, and corresponding with genetic laws. On the one hand, the music-making involves consideration of the learners' psychological features and individual propensities, and on the other hand, it has a syncretic effect on the main psychological and physiological functions including communication, speech, motion, etc. As the result, it resists the hypodynamia and fatigue, and promotes health. The paper reveals the experience of the Music Education Department in the Institute of Psychology and Pedagogy of Tumen State University, providing specializations in the Elemental Music-Making in Educational Process and Health Saving Potential of Music Teaching. The outcomes of the practical seminars and experimental teaching in the Primary School № 3 in Pytyah Town of Khanty-Mansi Autonomous Region confirm the author’s theory of the positive emotional impact of music-making on the learning and health saving activities. 
Обращение некоторых современных исследователей к теме использования концепции элементарного музицирования в сфере общего образования связано с катастрофически ухудшающимся состоянием здоровья детей. Задача публикации – обратить внимание педагогической общественности на воспитательный, развивающий и здоровьесберегающий потенциал музицирования, который в практической деятельности общеобразовательных учреждений явно недооценивается и не применяется в полной мере. Традиционное музыкальное образование, ориентированное на музыковедение, как это принято в профессиональном обучении, не только ведет к искусственной интеллектуализации и почти не оставляет места для развития воображения, интуиции, творческих способностей, но и лишает ребенка естественных потребностей в движении, полисенсорных ощущениях, переживании радости, возможности и права на ошибку.Автор статьи показывает специфику элементарного музицирования, концепция которого была создана Карлом Орфом и продолжает развиваться его последователями. Такая музыкальная деятельность характеризуется комплексным пониманием человека, его истории, среды обитания и привлекательна следованием генетическим законам, вседоступностью и отсутствием насилия над природой ребенка. Элементарное музицирование, с одной стороны, учитывает психологические особенности и индивидуальные наклонности детей, с другой – оказывает синкретичное воздействие на многие их важные жизненные функции: общение, речь, движение и т. д., а также противостоит переутомлению и гиподинамии – т. е. позволяет эффективно справиться с задачами развития и здоровьесбережения. Однако полноценное, продуктивное применение музыкальных занятий в целях сохранения здоровья детей требует соответствующей подготовки педагогических кадров. В статье представлен опыт работы кафедры музыкального образования Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, где студентам преподаются дисциплины «Элементарное музицирование в учебном процессе» и «Здоровьесберегающий потенциал музыкальной педагогики». Описаны результаты цикла практических семинаров и экспериментальной деятельности учителей школы № 3 г. Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа ЮГРЫ. В учреждении разработаны и успешно реализуются авторские программы, в которых различные виды искусств интегрированы в предметы начальной ступени обучения, дисциплины среднего звена – гуманитарные, математические и естественнонаучные (географию, биологию, физику). Учителя с удовлетворением отмечают, что создание специальных педагогических условий, использование художественно-эстетических приемов и музыкальных средств на занятиях при активном участии самих школьников способствуют поддержанию доминанты положительных эмоций, значительно повышают мотивацию учебной и здоровьетворческой деятельности, оказывают действенное влияние на двигательное, речевое, коммуникативное и психологическое развитие школьников. 
 
Дата 2015-07-12T18:58:02Z
2015-07-12T18:58:02Z
2013-10
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Голубева, Н. В. Элементарное музицирование как здоровьесберегающий феномен в системе общего образования / Н. В. Голубева // Образование и наука. — 2013. — № 8. — С. 105-120.
2310-5828
1994-5639
http://www.edscience.ru/index.php/jour/article/view/327/322
http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3662
10.17853/1994-5639-2013-8
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Образование и наука № 8 (2013)
 
Права Open access (info:eu-repo/semantics/openAccess)
 
Формат application/pdf
 
Издатель Российский государственный профессионально-педагогический университет
 
##plugins.schemas.dc.fields.audience.name## Other
Parents and Families
Researchers
School Support Staff
Students
Teachers