Образовательный потенциал авантюрно-философской фантастики XX века
Электронный архив РГППУ
Информация об архиве | Просмотр оригиналаПоле | Значение | |
Заглавие |
Образовательный потенциал авантюрно-философской фантастики XX века
Educational potential of the 20th century philosophical adventure fiction |
|
Автор |
Kozmina, Y. Y.
Козьмина, Е. Ю. |
|
Тематика |
PHILOSOPHICAL ADVENTURE FICTION OF THE 20TH CENTURY
GROTESQUE FANTASTIC TRADITION EDUCATIONAL POTENTIAL THEORY AND HISTORY OF LITERATURE АВАНТЮРНО-ФИЛОСОФСКАЯ ФАНТАСТИКА XX В ГРОТЕСКНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
Описание |
The paper explores the potential impact of studying the 20th century philosophical adventure fiction on educational process. In spite of the well-recognized idea of M. M. Bakhtin about the equality of classical and grotesque-fantastic aesthetic traditions, the former still predominates in the secondary and higher school curricula. The research aims to demonstrate the educational opportunities of the philosophical adventure fantasy; the content of the given concept being defined along with its specific features: unconditional world description, experimental plot type, discrepancy between the fantastic world created by the author and the real laws of nature, the hero’s experience in the alien world, related moral and philosophical problems. The author substantiates the idea of incorporating the number of philosophical adventure novels into the Literature course in secondary schools, and the Theory and History of Literature course in the higher schools of the humanities profile to facilitate the detailed and in-depth comprehension of theoretical topics concerning literary genres, types of literary heroes, grotesque adventure traditions, fantasy types, etc.
В статье очерчен круг научно-образовательных проблем, решению которых способствует изучение авантюрно-философской фантастики XX в.: критерии разграничения фантастических и нефантастических произведений, различных видов фантастической литературы, проблема нового типа героя, сущность понятия фэнтези и др. Несмотря на положение, прочно укоренившееся в научном литературоведении благодаря работам М. М. Бахтина, о равноправии двух эстетических канонов – «классического» и «гротескно-фантастического», в подавляющем большинстве программ как в средней, так и в высшей школе по-прежнему преобладают произведения, принадлежащие к классической норме. Между тем незаслуженно обойденная вниманием гротескно-фантастическая традиция тоже имеет весьма значительный потенциал, позволяющий педагогу (преподавателю литературы) справиться с целым рядом прямых и сопутствующих задач.Основная цель автора – демонстрация образовательных возможностей, которые предоставляет авантюрно-философская фантастика XX в. Определяется содержание этого понятия, в связи с чем рефлексируется термин «научная фантастика». Выделяются конститутивные черты авантюрно-философской фантастики: безусловность изображенного мира, экспериментальный характер сюжета, несоответствие законов устройства внутреннего мира произведения реальным физическим законам, сюжетное испытание героя в чужом для него мире, глобальность поднятых в произведении моральных и философских проблем. Показаны отличия фантастики XX в. от нефантастических произведений (в частности – от романов-антиутопий) и их жанровая взаимосвязь, состоящая в заимствовании авантюрно-философской фантастикой и трансформации в ней форм некоторых особенно продуктивных жанров «классического» эстетического канона. Автор статьи убедительно доказывает, что включение ряда произведений авантюрно-философской фантастики в курс литературы в средней школе и в программу дисциплины «Теория и история литературы» для гуманитарных специальностей вузов позволяет более детально и углубленно освоить некоторые теоретические темы: «Роды и жанры литературы», «Тип литературного героя», «Авантюрная литература», «Гротескно-фантастическая традиция», «Разновидности фантастики» и др. |
|
Дата |
2015-07-12T18:58:02Z
2015-07-12T18:58:02Z 2013-10 |
|
Тип |
Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article) Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion) |
|
Идентификатор |
Козьмина, Е. Ю. Образовательный потенциал авантюрно-философской фантастики XX века / Е. Ю. Козьмина // Образование и наука. — 2013. — № 8. — С. 121-134.
2310-5828 1994-5639 http://www.edscience.ru/index.php/jour/article/view/320/314 https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3663 10.17853/1994-5639-2013-8 |
|
Язык |
ru
|
|
Связанные ресурсы |
Образование и наука. 2013. №8
|
|
Права |
Open access (info:eu-repo/semantics/openAccess)
|
|
Формат |
application/pdf
|
|
Издатель |
Российский государственный профессионально-педагогический университет
|
|
Источник |
Образование и наука
|
|
##plugins.schemas.dc.fields.audience.name## |
Other
Parents and Families Researchers School Support Staff Students Teachers |
|