Философско-педагогические предпосылки и технология разработки метода восхождения от абстрактного к конкретному в дидактике В. В. Давыдова
Электронный архив РГППУ
Информация об архиве | Просмотр оригиналаПоле | Значение | |
Заглавие |
Философско-педагогические предпосылки и технология разработки метода восхождения от абстрактного к конкретному в дидактике В. В. Давыдова
Philosophical and pedagogical preconditions and development algorithm of the ascent from the abstract to the concrete in V. V. Davidov’s didactics (continued) |
|
Автор |
Chapayev, N. K.
Чапаев, Н. К. |
|
Тематика |
METHODOLOGY
DIALECTICS SYNERGETICS SYNERGY-ORIENTED PEDAGOGY PSYCHOLOGY FUSION OF A SUBJECT AND OBJECT SETTING PROBLEMS VERTEX PSYCHOLOGY VERTEX PEDAGOGY DEPTH PSYCHOLOGY МЕТОДОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИКА СИНЕРГЕТИКА СИНЕРГЕТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИКА СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ СЛИЯНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ "ВЕРШИННАЯ ПЕДАГОГИКА" "ВЕРШИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ" "ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ" |
|
Описание |
The second part of the paper denotes the significant philosophical and pedagogical problems related to implementation of V. V. Davydov’s method of ascent from the abstract to the concrete, referred to as the basic concept of developmental education. Analyzing the potential and advantages of the above method along with the development technologies, the author gives the positive interpretation of traditional developmental education in the context of contemporary educational processes, and demonstrates its universality and thenecessity for further extension fare beyond the primary school limits. The paper contrasts the depth psychology, oriented on inner unconscious psychic processes and regarded as pedagogical basis (V. P. Zinchenko), and the vertex psychology focused on self-realization opportunities (L. S. Vygotsky, V. Frankl). The author regards the vertex psychology, addressing the spirit and intelligence, as the possible way out of educational crisis. The concept of developmental education aimed at fostering the students’ cognitive abilities and humanistic attitude can contribute significantly to the educational process.
Во второй части статьи обозначены наиболее важные философско-педагогические проблемы, касающиеся применения в образовательном процессе метода восхождения от абстрактного к конкретному, предложенного В. В. Давыдовым в качестве основы концепции развивающего обучения. В процессе рефлексии потенциала и преимуществ данного метода и технологии его разработки автор публикации исходил из постмодернистского толкования проблематизации как феномена «превращения того или иного социокультурного явления в предмет осмысления и рационального анализа», способствующего «сотрясению привычек и способов действия» и «плюрализации эволюционных векторов культурного развития»2. В итоге имеем позитивное осмысление (реинкарнацию) традиций (в нашем случае – традиций развивающего обучения), «вживление» их в контекст современности. С этих позиций определяется место диалектики среди инновационных методологий, все более активно используемых педагогической наукой и практикой; иллюстрируется связь и взаимодополняемость диалектики и синергетики. Демонстрируются универсальность и расширение зоны действия развивающего обучения,которое вовсе не ограничивается рамками начальной школы, как иногда ошибочно принято считать. Показана роль дидактики В. В. Давыдова и метода восхождения от абстрактного к конкретному в сегодняшней образовательной ситуации. Противопоставляя ориентированную преимущественно на изучение внутренних бессознательных психических процессов «глубинную» психологию, на которую опирается педагогика, формирующая «стимульно-реактивную модель человека» (В. П. Зинченко), и «вершинную» психологию, занимающуюся возможностями самореализации личности (Л. С. Выготский,В. Франкл), автор выдвигает предположение о том, что выходу образования из затянувшегося кризисного положения будет способствовать разработка «человекотворческой» стратегии и становление «вершинной педагогики», обращенной к высотам духа и интеллекта человека. Свой весомый вклад в демонтаж современной монополизированной системы образования может внести и концепция развивающего обучения, которая, как и «вершинная» психология, нацелена на развитие познавательных способностей и потребностей личности, утверждение «человеческого в человеке» |
|
Дата |
2015-07-12T18:58:05Z
2015-07-12T18:58:05Z 2013-11 |
|
Тип |
Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article) Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion) |
|
Идентификатор |
Чапаев, Н. К. Философско-педагогические предпосылки и технология разработки метода восхождения от абстрактного к конкретному в дидактике В. В. Давыдова / Н. К. Чапаев // Образование и наука. — 2013. — № 9. — С. 71-90.
2310-5828 1994-5639 http://www.edscience.ru/index.php/jour/article/view/185/180 https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3673 10.17853/1994-5639-2013-9 |
|
Язык |
ru
|
|
Связанные ресурсы |
Образование и наука. 2013. №9
|
|
Права |
Open access (info:eu-repo/semantics/openAccess)
|
|
Формат |
application/pdf
|
|
Издатель |
Российский государственный профессионально-педагогический университет
|
|
Источник |
Образование и наука
|
|
##plugins.schemas.dc.fields.audience.name## |
Other
Parents and Families Researchers School Support Staff Students Teachers |
|