Просмотреть запись

Сибирь в художественной оптике Анны Ахматовой (контекст стихотворения «Немного географии»)

Электронный научный архив УРФУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Сибирь в художественной оптике Анны Ахматовой (контекст стихотворения «Немного географии»)
Siberia in the Artistic Vision of Anna Akhmatova (the Context of A Little Geography)
 
Автор Рогачева, Н. А.
Rogacheva, N. A.
 
Тематика АННА АХМАТОВА
«НЕМНОГО ГЕОГРАФИИ»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОПТИКА
СИБИРСКИЙ ТЕКСТ
СИБИРСКИЕ ТОПОНИМЫ
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ
ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
ТОЛСТОЙ Л. Н.
ОДОЕВСКИЙ А. И.
ANNA AKHMATOVA
SOME GEOGRAPHY
ARTISTIC VISION
SIBERIAN TEXT
SIBERIAN TOPONYMS
INTERTEXTUALITY
PSYCHOPHYSIOLOGICAL SPACE
LEO TOLSTOY
ALEXANDER ODOEVSKY
 
Описание Поступила в редакцию 21.05.2019. Принята к печати 21.06.2019.
Submitted on 21 May, 2019. Accepted on 21 June, 2019.
В статье рассматривается структура сибирского текста в поэзии и прозе Анны Ахматовой, преимущественно сложившегося в ее творчестве 1930–1940-х гг. Цель исследования — установление повторяющихся, системных признаков авторского пространства Сибири с учетом методологических принципов рассмотрения «психофизиологических» пространств, сформулированных в ряде работ В. Н. Топорова. Сибирский локус Ахматовой диалогически и полемически соотнесен с лирикой О. Мандельштама, прозой Л. Н. Толстого, поэзией ссыльных декабристов. В нем нет привычных для русской литературы «общих мест», ландшафтных деталей, место которых занимают имена собственные (топонимы, наименования лиц). Основным объектом историко-культурного комментария является стихотворение «Немного географии» («Не столицею европейской»), написанное одновременно с поэмой «Реквием» в 1937 г. В статье выявлены контекстные связи стихотворения с другими произведениями Ахматовой (поэма «Русский Трианон», «Поэма без героя» и др.), с лирикой А. И. Одоевского, с романами Л. Н. Толстого «Воскресение», «Война и мир» и др. Установлена структура перцептивного пространства в стихотворениях Ахматовой о Сибири, которая основана на подавлении зрительного восприятия и повторении ольфакторных признаков. Отказ от внешнего изображения Сибирской земли, акцент на интертекстуальном характере сенсорных мотивов позволяют предположить, что в художественной оптике Ахматовой Сибирь представлена как точка зрения на мир, как исток катастрофического сознания лирического субъекта и мотивировка пророческих форм лирического высказывания с их принципиальной незавершенностью и фрагментарностью композиции.
This article examines the structure of Siberian text in Anna Akhmatova’s poetry and prose; this type of text took shape in her works in the 1930s–1940s. The purpose of this study is to establish recurrent systematic attributes of the author’s image of Siberian space relying on the methodological principles of scrutiny of “psychophysiological spaces” put forward by V. N. Toporov in some of his research. Akhmatova’s Siberian locus establishes a dialogue and debate with Osip Mandelstam’s poetry, Leo Tolstoy’s prose, and exiled Decembrists’ poetry. It does not have the usual “commonplaces” of Russian literature or landscape details; in their place, there are proper names (toponyms and people’s names). The primary object of this historical and cultural commentary is the poem A Little Geography (Not like a European Capital), written in 1937, at the same time as Requiem. This research demonstrates the poem’s context connections with other poems by Akhmatova (The Russian Trianon, Poem without a Hero, etc.), with Alexander Odoevsky’s poetry, Leo Tolstoy’s novels Resurrection and War and Peace, etc. In Akhmatova’s poetry about Siberia, the author of the article observes the structure of perceptive space which restrains the visual perception and builds on the repetition of olfactory references. The absence of a formal description of the Siberian territory and emphasis on the intertextual character of sensory motifs makes it possible to suggest that in Akhmatova’s artistic vision, Siberia is a vantage point, a source of the poet’s calamitous perception and a reason for prophetic phrasing represented in the incompleteness and fragmentariness of the composition of the poem.
 
Дата 2019-10-04T13:43:00Z
2019-10-04T13:43:00Z
2019
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Рогачева Н. А. Сибирь в художественной оптике Анны Ахматовой (контекст стихотворения «Немного географии») / Н. А. Рогачева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 21, № 3 (190). — С. 75-84.
2587-6929
2227-2283
http://elar.urfu.ru/handle/10995/76945
https://elibrary.ru/item.asp?id=41335852
10.15826/izv2.2019.21.3.048
WOS:000488491200004
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. № 3 (190)
 
Права Creative Commons Attribution License
https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
 
Формат application/pdf
 
Издатель Уральский федеральный университет