Просмотреть запись

Специфика управления массовым сознанием в информационном поле е-культуры

Электронный архив ТПУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Специфика управления массовым сознанием в информационном поле е-культуры
 
Автор Шипунова, Ольга Дмитриевна
Коломейцев, Иван Владимирович
 
Тематика коммуникация
инфосфера
социальный контроль
когнитивная ориентация
фрейминг
массовое сознание
communication
InfoSphere
social control
cognitive orientation
framing
mass consciousness
 
Описание Статья посвящена анализу управления ориентацией субъекта в семантическом поле современной е-культуры. Актуальной задачей социальной теории в междисциплинарной области является исследование механизмов влияния информационной среды на сознание и подсознание человека. Цель статьи - выявление скрытого ресурса управления массовым сознанием в информационном поле. Исходной позицией анализа служит положение об управляющем характере информационного воздействия на сознание в процессах социальной адаптации человека. Специфика матричного управления массовым сознанием раскрывается на основании топологического подхода, подчеркивающего роль инфосферы медиасреды как фактора социального контроля. Методы исследования: социокогнитивный и системно-аналитический, позволяющие реализовать междисциплинарный синтез социального и феноменологического аспектов в исследовании контроля массового сознания в практиках фрейминга. Результаты. Показаны возможности матрицы здравого смысла в контроле когнитивной ориентации пользователя в сетевой среде на примере проектирования блогов. Подчеркивается, что ориентации в сетевом социуме реализуются в иерархически организованных информационных средах, на разных уровнях восприятия информации (перцептивном, когнитивном, рефлексивном). Выводы. Скрытый социальный контроль массового сознания осуществляется через фоновое знание, которое выступает ресурсом матричного управления. Однако при высоком пороге сложности глобальной сети не возможен тотальный контроль поведения социотехнических элементов инфосферы, а также тотальный контроль в отношении когнитивной ориентации субъекта в виртуальном поле.
The article analyzes the management of subject orientation in the semantic field of modern e-culture. Studying the mechanisms of information environment influence on human consciousness and the unconscious constitutes an urgent task for social theory and complex of interdisciplinary research. The aim of the article is to identify the hidden resource of managing mass consciousness in the information field. The analysis baseline is the provision on the control nature of informational impact on consciousness in the processes of social adaptation. The specificity of matrix management of mass consciousness is revealed on the basis of topological approach emphasizing the role of media environment InfoSphere as the factor of social control. Socio-cognitive and systemanalytical methods are used. This allows realizing interdisciplinary synthesis of social and phenomenological aspects in the study of mass consciousness control in framing practices. The results show the possibilities of common sense matrix for user's cognitive orientation control in the network environment on the example of blog design. Orientations in the network society are noted to implement in hierarchically organized information environments, at different levels of information perception (perceptual, cognitive and reflexive). It is concluded that the hidden social control of mass consciousness is carried out through background knowledge, which acts as a resource of matrix management in the community. However, the high threshold of complexity of the global network makes it impossible to control totally the behavior of socio-technical elements of the InfoSphere and cognitive orientation of the subject in the virtual field as well.
 
Дата 2019-05-14T05:41:40Z
2019-05-14T05:41:40Z
2019
 
Тип Article
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
 
Идентификатор Шипунова О. Д. Специфика управления массовым сознанием в информационном поле е-культуры / О. Д. Шипунова, И. В. Коломейцев // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2019. — № 1 (32). — [С. 177-188].
2226-0064
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/53245
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. № 1 (32)
 
Права Open access (info:eu-repo/semantics/openAccess)
 
Формат application/pdf
 
Издатель Томский политехнический университет
 
Источник Векторы благополучия: экономика и социум