Просмотреть запись

Античное и иудео-христианское наследие в категориях забвения и памяти (Ф. Достоевский, М. Булгаков)

Электронный научный архив УРФУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Античное и иудео-христианское наследие в категориях забвения и памяти (Ф. Достоевский, М. Булгаков)
The Ancient And Judeo-Christian Heritage of Oblivion and Memory (F. Dostoevsky, M. Bulgakov
 
Автор Капилупи, С. М.
Capilupi, S. M.
 
Тематика DOSTOEVSKY
BULGAKOV
OBLIVION
MEMORY
ANTIQUITY
CHRISTIANITY
SUFFERING
HAPPINESS
ESCHATOLOGICAL ANTINOMIANISM
ДОСТОЕВСКИЙ Ф.
БУЛГАКОВ М.
ЗАБВЕНИЕ
ПАМЯТЬ
АНТИЧНОСТЬ
ХРИСТИАНСТВО
СТРАДАНИЕ
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ АНТИНОМИЗМ
 
Описание The article was submitted on 19.08.2019.
This article analyses the role of motifs of memory and oblivion in the ending of The Master and Margarita in comparison with, firstly, Ivan Karamazov’s idea of ‘returning the entry ticket to paradise’ and Alyosha’s answer about resurrection in the context of similar topics in ancient and medieval literature. According to the author of the article, the novels of Bulgakov and Dostoevsky place antiquity and the present time in a particular dialogue and conflict. It is mostly noticeable in Bulgakov’s novel, where the storyline of Jesus and his meetings with Pontius Pilate creates a genuine aesthetic and philosophical tension between the symbolic ancient and medieval thought and the positivist and post-positivist thought of today. Another connection is the striking combination of the romantic idyll with oblivion as the only way to happiness in Bulgakov’s novel. If we juxtapose this combination with the theme of solidarity with the deceased and with the motif of the main character’s descent into Hell, we inevitably notice that, narratively, this brings us back to the origins of European literature. The dichotomy of happiness and compassion which defines the mode of Dostoevsky’s characters lies in the way the two notions are combined. This conflict represents the universal profundity of the Russian writer. Ivan Karamazov cannot accept a mere shadow of joy free from suffering, which makes him ‘give back his entrance ticket’ to Heaven. With the help of love and oblivion, Bulgakov rids his characters of the unbearable burden of memory. But Christ’s wounds are still there, and through them, the suffering and the humiliated may acquire strength and dignity while waiting for death to be defeated by His Second Coming. This is a supreme example of an earthly and heavenly catharsis for the suffering human race. Against this background, the author considers the issue and mystery of eschatological antinomianism, where Dostoevsky was the forerunner of the theology of the 20th century.
Анализ роли мотивов памяти и забвения в финале романа «Мастер и Маргарита» в сравнении с темами «возвращения билета в рай» Ивана Карамазова и ответа Алеши о воскресении дан в контексте подобной тематики в античной, средневековой, а также в современной литературе. Античность и современность, по мнению автора статьи, в романах М. Булгакова и Ф. Достоевского находятся в особых отношениях диалога и конфликта. Постоянная сюжетная перекличка у Булгакова современной сюжетной линии с историей Иисуса и Его встречей с Понтием Пилатом создает настоящее эстетическое и философское напряжение между символическим мышлением античного и средневекового человека и позитивистским, постпозитивистским мышлением человека современного. Вторая точка соприкосновения обоснована сочетанием в романе Булгакова романтической идиллии и сюжета выхода в забвение как единственной дороги к счастью, что в сопоставлении с темами встречи и единения живых и усопших и с мотивом посещения героем ада возвращает читателей к истокам западноевропейской литературы. Дихотомия счастья и сострадания, определяющая модус сознания героев Достоевского, заключается в том, как сочетать два эти понятия. В этом – общечеловеческая глубина русского автора. С точки зрения христианства, «Бог есть не-страдающий, но Он не есть не-сострадающий» (Бернард Клервоский): Бог Отец дает то таинственное Царствие, где чудо любви свершается уже в свободной от любого мучения радости, за пределами и в пределах того невозможного, но необходимого сочетания прощения всего и памяти обо всем, призрак или неприятие которого заставляют Ивана Карамазова «возвращать билет в рай». М. А. Булгаков романтической любовью и забвением избавляет своих героев от невыносимого груза памяти. Но раны Христовы еще живы, и приобщение к ним дает возможность страдающим и обиженным, пока смерть еще не побеждена Вторым Его Пришествием, обрести силы и достоинство. Это и есть высший пример земного и небесного катарсиса для страдающего человеческого рода. На этом фоне рассматриваются также проблема и тайна эсхатологического антиномизма («Царствие Божие уже есть, и в то же время его еще нет»), в осознании которых Достоевский оказался предшественником богословия XX в.
 
Дата 2019-12-26T06:56:42Z
2019-12-26T06:56:42Z
2019
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Капилупи С. М. Античное и иудео-христианское наследие в категориях забвения и памяти (Ф. Достоевский, М. Булгаков) / С. М. Капилупи // Quaestio Rossica. — 2019. — Т. 7, № 4. — С. 1172-1184.
2313-6871
2311-911X
http://elar.urfu.ru/handle/10995/79309
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42452588
10.15826/qr.2019.4.431
85077035326
WOS:000510178900009
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 4
 
Формат application/pdf
 
Издатель Издательство Уральского университета