Просмотреть запись

Lurian Approach and Neuropsychology of Creativity

Электронный научный архив УРФУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Lurian Approach and Neuropsychology of Creativity
Луриевский подход и нейропсихология творчества
 
Автор Панхальская. М.
Pąchalska, M.
 
Тематика ПОВРЕЖДЕНИЕ МОЗГА
МОЗГОВАЯ ТРАВМА
ШИЗОФРЕНИЯ
НЕЙРОМАРКЕР
ИСКУССТВО
“Я”
КУЛЬТУРА
BRAIN DAMAGE
BRAIN INJURY
SCHIZOPHRENIA
NEUROMARKER
ART
SELF
CULTURE
 
Описание Original manuscript received February 1, 2020.
Revised manuscript accepted March 24,2020.
Background. Alexander Romanovich Luria (1902–1977) is a widely recognized authority, attributed with the birth and development of neuropsychology. Reading the list of Luria’s publications makes us aware of the wide range of his interests: from the brain location of mental functions, through methods of rehabilitation and education, cognitive processing, issues of language, intellectual development or the impact of culture on human development, to intercultural research, and consequently to the neuropsychology of creativity. The purposeof this article is to show the link between Luria’s approach and the neuropsychology of creativity, and to demonstrate that a process thinking, taking into account brain/mind state, offers a new way of conceptualizing different approaches to creativity, which can be a step toward their unification, bringing into relation the continuum of passage in nature to a transition from repetition to innovation to genius. Objective. The aim of the present paper is to present the brain mechanisms of creativity. It discusses the neuropsychology of creativity as a subdiscipline developing on the borderline of: (1) medical neuroscience — using clinical and experimental neuroanatomical, neurophysiological, neurobiological, neurosurgical, neurological, neuropsychiatric and (2) social neuroscience — using social psychology and neuropsychology, social linguistics and neurocultural studies to help disabled people. Special focus is placed on the functioning of artists with various forms of brain damage. The relationships between brain damage and the quality of creation are also discussed. In addition, a review of opinions of various authors from around the world on the relationship of the healthy and the damaged brain with creativity is presented in the paper. Case study. Described also are ways to avoid pitfalls in the interpretation of works of art taking into account Luria’s syndrom analysis. While studying the neurological and neuropsychiatric basis of the creativity of people with various brain injuries, one should take into account the possibility of the co-occurrence of syndromes as well as the overlapping of symptoms. The paper presents a case history of the illness of an artist that illustrates the importance of performing a syndrome analysis based on the Lurian approach. It also indicates the significance of supporting any neuropsychological assessment with the use of neuromarkers to avoid arriving at a false diagnosis. In the case of the patient described neurophysiological studies (neuroimaging studies of the brain, quantitative electroencephalography (qEEG), event-related potentials (ERPs) and standardized Low Resolution Electromagnetic Tomography (sLORETA) have proved to be very useful in the confirmation of his neuropsychological and neuropsychiatric diagnosis. Conclusions. The paper has presented data confirming the importance of Luria’s approach in the development of the neuropsychology of creativity. It was also an attempt to explain why we create, and what goes on in our bodies and minds when we begin to explore creative possibilities. Art in all of its manifestations (visual art, music, literature, dance, theater, and more) is an important feature of human societies in both norm and pathology and therefore deserves further study.
Краткое введение. Александр Романович Лурия (1902–1977) является широко известным ученым, чье имя связано с зарождением и развитием нейропсихологии. Труды А. Р. Лурия свидетельствуют о широте его исследовательских интересов: от изучения умственных функций мозга до разработки методов реабилитации и обучения, когнитивной обработки, анализа проблем, связанных с языковым, интеллектуальным развитием, влиянием культуры на развитие человека, межкультурными исследованиями и нейропсихологией творчества. Цель данной статьи — описать связь между подходом А. Р. Лурия и нейропсихологией творчества и показать, что процессное мышление (с учетом состояния мозга/сознания) представляет собой новый способ концептуализации различных подходов к творчеству. Это может быть определенным шагом к их объединению (унификации). Цель. В статье рассматривается нейропсихология творчества как дисциплина, которая развивается на стыке (1) медицинской нейробиологии, с использованием клинических и экспериментальных нейроанатомических, нейрофизиологических, нейробиологических, нейрохирургических, неврологических, нейропсихиатрических исследований, и (2) социальной нейронауки, с использованием данных социальной психологии и нейропсихологии, социальной лингвистики и нейрокультурных исследований, ее цель — помочь людям с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется деятельности художников с различными формами повреждения мозга. Нейропсихология творчества специализируется на изучении взаимосвязей между креативностью, функционированием мозга (структурами и связями) и индивидуальным самовыражением на основе социального и культурного сознания, а также моделированием этих типов поведения по отношению к биологическим организмам, социальной и культурной среде. В статье прослеживается связь между повреждением мозга и качеством творчества. Подчеркивается, что язык и искусство являются коммуникативными системами, основанными на символическом и референциальном познании, при этом язык более чувствителен к повреждениям мозга, чем творческие функции. Представлен также обзор точек зрения различных исследователей относительно связи здорового и поврежденного мозга с творчеством. Пример из практики. В статье описаны способы избежать трудностей при интерпретации произведений искусства с учетом синдромологического анализа Лурия. При изучении неврологических и психоневрологических основ творчества людей с различными повреждениями головного мозга следует учитывать возможность одновременного возникновения синдромов и совпадения симптомов. Представлена история болезни художника, которая иллюстрирует необходимость проведения синдромологического анализа, основанного на подходе Лурия. Это также указывает на важность проведения любой нейропсихологической оценки с использованием нейромаркеров, чтобы избежать ложного диагноза. В представленном случае нейрофизиологические исследования: нейровизуальные исследования головного мозга, количественная электроэнцефалография (qEEG), связанные с событиями потенциалы (ERP) и томография (sLORETA), оказались очень полезными для подтверждения нейропсихологической и нейропсихиатрической диагностики пациента. Выводы. В статье представлены материалы, подтверждающие важность подхода А. Р. Лурия при изучении нейропсихологии творчества. Предпринята попытка объяснить, почему мы занимаемся творчеством, что происходит в наших телах и умах, когда мы начинаем применять творческие способности. Искусство во всех его проявлениях (изобразительное искусство, музыка, литература, танцы, театр и т. д.), как норма, так и патология, является важной особенностью человеческих обществ и поэтому заслуживает дальнейшего изучения.
 
Дата 2020-09-15T09:29:22Z
2020-09-15T09:29:22Z
2020
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Pąchalska M. Lurian Approach and Neuropsychology of Creativity / M. Pąchalska // Lurian Journal. — 2020. — Vol. 1. Iss. 1. — P. 77-108.
2712-8040 (print)
http://elar.urfu.ru/handle/10995/88676
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44816816
10.15826/Lurian.2020.1.1.7
 
Язык ru
en
 
Связанные ресурсы Lurian Journal. 2020. Vol. 1. № 1
 
Формат application/pdf
 
Издатель Ural Federal University
Уральский федеральный университет
Издательство Уральского университета