Просмотреть запись

Проблемы развития научно-образовательного кластера томской области в 2011-2019 гг.: динамика изменений статистических показателей и экспертных оценок

Электронный архив ТПУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Проблемы развития научно-образовательного кластера томской области в 2011-2019 гг.: динамика изменений статистических показателей и экспертных оценок
Problems of development of scientific and educational cluster of the Tomsk region in 2011-2019: dynamics of changes of statistical indicators and expert estimates
 
Автор Губин, Евгений Петрович
Монастырный, Евгений Александрович
 
Тематика высокотехнологичные предприятия
университеты
научно-исследовательские институты
прикладные науки
научно-образовательные кластеры
статистика
экспертные оценки
моделирование
регрессионный анализ
Томская область
high-tech enterprises
universities
research institutes
applied science
scientific and educational cluster
statistics
expert assessments
modeling
regression analysis
Tomsk region
 
Описание Актуальность. Формирование конкурентоспособных территорий и регионов является одной из приоритетных задач государственной политики РФ, в рамках которой остро стоит вопрос об оценке видов экономической деятельности, способных стать драйверами инновационного и социально-экономического развития регионов. Цель исследования - сравнение динамики изменения объективных статистических показателей процессов деятельности и субъективных экспертных оценок проблем развития научно-образовательного кластера Томской области. Источниками информации являются Росстат, Единая межведомственная информационно-статистическая систем (ЕМИСС), Томскстат, ведомственная и региональная отчетность, экспертные оценки. Методология. Для анализа количественных данных используются подходы описательной статистики: сравнения, отношения, визуализация динамики изменений, статистический анализ; регрессионный анализ. Для анализа качественных данных - приемы выделения из экспертных мнений факторов, характеризующих внешние и внутренние проблемы (угрозы и слабости) исследуемых процессов. Результаты. Разработаны модель-видение взаимодействия основных элементов научно-образовательного регионального кластера, статистические модели, характеризующие процессы развития научно-образовательного кластера Томской области. Рассмотрено финансирование науки в университетах и научно-исследовательских институтах Томской области по данным региональной и ведомственной отчетности (2014-2018). В целом по НОК ТО можно говорить о сформировавшейся в 2014-2018 гг. тенденции сокращения финансирования из всех источников. Объем договоров с российскими хозяйствующими субъектами сокращается, бюджетная поддержка тоже не увеличивается, новых значимых источников финансирования на обозримую перспективу нет. В статье рассмотрены внутренние затраты на исследования и разработки по секторам деятельности в динамике за 2011-2017 гг. Построены регрессионные зависимости для государственного, предпринимательского секторов и сектора высшего образования. Степень статистической достоверности (значение пара метра R²) достаточна, чтобы сформулировать гипотезу, что в каждой зависимости проявляется долгосрочный значительный фактор, воздействующий на процессы на протяжении исследуемого периода времени. На основе анализа экспертных мнений (2019 г.) о внутренних и внешних проблемах, ограничивающих процессы развития и препятствующих эффективному взаимодействию организаций кластера, выделены основные факторы, влияющие на исследуемые процессы. Это "Рост государственного финансирования прикладных научных исследований в рамках федеральных целевых программ в интересах государственных корпораций (Роскосмос, Ростех, Росатом и т. п.)", "Непрерывная реформа Российской академии наук, сопровождающаяся снижением государственного финансирования и заказов со стороны хозяйствующих субъектов", "Непрерывная реформа системы образования и университетов, сопровождающаяся снижением государственного финансирования и заказов со стороны хозяйствующих субъектов", "Качество государственного управления и регулирования научными исследованиями", "Качество подготовки специалистов". Говоря о сопоставлении экспертных мнений 2011 и 2019 гг. в целом, необходимо подчеркнуть гораздо более жёсткое и критическое отношение специалистов в 2019 г. к внутренним и внешним проблемам экономики Томской области и России, ограничивающим процессы развития и препятствующим эффективному взаимодействию организаций кластера. Общий вывод. Динамика изменений статистических показателей и экспертных оценок проблем развития научно-образовательного кластера Томской области в 2011-2019 гг. показывает значительное ухудшение экономической ситуации в стране и нарастание критического отношения специалистов к разработке и реализации политики поддержки научно-технологического развития России.
Relevance. Formation of competitive territories and regions is one of the priority tasks of the state policy of the Russian Federation, within the framework of which there is an acute issue of assessing the types of economic activities that can become drivers of innovative and socio-economic development of regions. The aim of the study is to compare the dynamics of changes in activity objective statistical indicators and subjective expert assessments of the problems of scientific and educational cluster development in the Tomsk region. The sources of information are Rosstat, Unified Interagency Statistical Information System (EMISS), Tomskstat, departmental and regional reporting, expert estimates. Methodology. To analyze quantitative data, the authors use the approaches of descriptive statistics: comparisons, relations, visualization of change dynamics, statistical analysis; regression analysis. To analyze qualitative data the authors apply the methods of selection of factors characterizing external and internal problems (threats and weaknesses) of the processes under study from expert opinions.
Results. The authors have developed the model-vision of interaction of the main elements of scientific and educational regional cluster, statistical models characterizing the development of scientific and educational cluster of the Tomsk region. The paper considers the financing of science in universities and research institutes of the Tomsk region according to regional and departmental reporting (2014–2018). Based on NOC of Tomsk region it is possible to speak about a tendency of reduction of financing from all sources formed in 2014–2018. The volume of contracts with Russian business entities is decreasing, budget support is not increasing either, there are no new significant sources of financing for the foreseeable future. The article deals with internal costs of research and development by sectors of activity in the dynamics for 2011–2017. Regression dependencies are built for state, entrepreneurial and higher education sectors. The degree of statistical reliability (value of parameter R²) is sufficient to formulate a hypothesis that in each of the dependencies there is a long-term significant factor affecting the processes during the time period under study. Based on the analysis of expert opinions (2019) on internal and external problems that limit the development and prevent effective interaction of the cluster organizations, the main factors affecting the processes under study are identified.
These are «Growth of Public Funding for Applied Research within the Framework of Federal Targeted Programs in the Interests of State Corporations (Roskosmos, Rostekh, Rosatom, etc.)», «Continuous Reform of the Russian Academy of Sciences accompanied by a Decline in Public Funding and Orders from Business Entities», «Continuous Reform of the Education System and Universities accompanied by a Decrease in Public Funding and Orders from Business Entities», «Quality of Public Administration». Speaking about the comparison of expert opinions in 2011 and 2019 in general, it is necessary to emphasize a much tougher and more critical attitude of specialists in 2019 to the internal and external problems of the economy of the Tomsk region and Russia, which limits the development and prevents effective interaction of the cluster organizations. General conclusion. The dynamics of changes in statistical indicators and expert assessments of the problems of development of scientific and educational cluster of the Tomsk region in 2011–2019 shows a significant deterioration of the economic situation in the country and the growing critical attitude of specialists to development and implementation of policies to support the scientific and technological development of Russia.
 
Дата 2021-01-13T09:21:37Z
2021-01-13T09:21:37Z
2020
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Губин Е. П. Проблемы развития научно-образовательного кластера томской области в 2011-2019 гг.: динамика изменений статистических показателей и экспертных оценок / Е. П. Губин, Е. А. Монастырный // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2020. — № 2 (37). — [С. 77-96].
2658-4956
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/64191
10.18799/26584956/2020/2(37)/1000
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы info:eu-repo/grantAgreement/RFBR//18-010-00917а
Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. № 2 (37)
 
Права Attribution-NonCommercial 4.0 International
Open access (info:eu-repo/semantics/openAccess)
https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
 
Формат application/pdf
 
Издатель Томский политехнический университет
 
Источник Векторы благополучия: экономика и социум