Просмотреть запись

Профессиональные ориентации журналистов в условиях медиатизации общества

Электронный научный архив УРФУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Профессиональные ориентации журналистов в условиях медиатизации общества
“Professional Orientations of Journalists in the Face of the Mediatization of Society”
 
Автор Хафизова, В. Р.
Khafizova, V. P.
 
Тематика ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
МЕДИАТИЗАЦИЯ
НОВЫЕ МЕДИА
ЖУРНАЛИСТИКА
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
PROFESSIONAL ORIENTATIONS
MEDIATIZATION
NEW MEDIA
JOURNALISM
SOCIAL ROLE
PROFESSIONAL PRINCIPLES
 
Описание Рукопись поступила в редакцию: 14.03.2021. Принята к публикации: 17.04.2021.
Received: 14.03.2021. Accepted: 17.04.2021.
Целью данной статьи является исследование трансформации профессиональных ориентаций журналистов в условиях медиатизации общества. Медиатизация определяется как двусторонний процесс, развивающийся в период распространения цифровых технологий, Интернета и новых медиа, в рамках которого медиа и социальные институты оказывают друг на друга взаимное влияние. Началу процесса медиатизации способствует развитие цифровых технологий, повышение доступности Интернета, смартфонов и социальных сетей для значительной части населения. Наибольшему влиянию медиатизации подвержены институт журналистики и профессиональная деятельность журналиста. Для исследования трансформации профессиональных ориентаций журналистов в условиях медиатизации общества мы провели в период с 2020-го по 2021 год серию глубинных интервью с журналистами (N = 10), а также обратились к вторичному анализу данных международных и российских социологических исследований, проведенных с 2012-го по 2016 год. Результаты проведенного анализа позволили заключить, что в условиях медиатизации общества журналист, прежде всего, ориентирован на аудиторию, которая, в свою очередь, привлекает рекламодателей. Кроме того, происходит десакрализация образа журналиста в связи с тем, что аудитория вовлекается в процесс производства новостей. В условиях борьбы за внимание и доверие аудитории актуализируются принципы оперативности и фактчекинга. Что касается этики журналиста, в приоритет ставятся неформализованные правила поведения, принятые в конкретной редакции, в то время как нормы, закрепленные в профессиональных кодексах, отходят на второй план. Снижается уровень свободы и независимости журналиста, что сами профессионалы связывают с политическим и экономическим давлением и нормативно-правовыми ограничениями. Влияние на деятельность журналиста оказывают редакторы, владельцы СМИ, редакционная политика издания, внутренние убеждения и личные ценности. По мнению журналистов, образ профессионала обретает в глазах общества негативную окраску в силу снижения доверия к работникам СМИ. Наконец, процессы медиатизации приводят к ситуации переизбытка информации, отчего возрастает риск профессионального выгорания журналистов.
The article studies the transformation of professional orientations of journalists in the context of the mediatization of society. Researchers defi ne mediatization as a two-way process that refers to the development of digital technologies, the spread of the Internet and new media within which media and social institutions mutually infl uence each other. The advancement of digital technologies, the increased availability of the Internet, smartphones, and social networks for a wider population trigger the mediatization process. The institute of journalism and the professional activity of a journalist is the most vulnerable to mediatization. To study the transformation of professional orientations of journalists in the context of the mediatization of society, we carried out a series of in-depth interviews with journalists (N = 10) in 2020–2021. We also analyzed data from international and Russian sociological studies made between 2012 and 2016. The results showed that under the mediatization of society, it is the audience that guides a journalist. And this, in turn, attracts advertisers. In addition, there occurs ‘a desacralization’ of the image of the journalist since the audience is involved in the news production process. In the face of the struggle for the attention and trust of the audience, there emerges the necessity to update the principles of effi ciency and fact-checking. As for the ethics of a journalist, the informal rules of conduct, adopted in a particular publication are the priority, while the norms enshrined in professional codes fade into the background. The freedom and independence of the journalist are declining, which professionals themselves associate with political and economic pressure and regulatory restrictions. Editors, media owners, the editorial policy of a publication, inner convictions, and personal values — all of this affects the journalist’s activities. According to journalists, the image of a professional acquires a negative colouring in the public eye due to the erosion of the credibility of media practitioners. Finally, mediatization processes lead to over-information, which increases the risk of journalists’ burnout.
 
Дата 2021-07-27T12:33:34Z
2021-07-27T12:33:34Z
2021
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Хафизова В. Р. Профессиональные ориентации журналистов в условиях медиатизации общества / В. Р. Хафизова // Koinon. — 2021. — Т. 2, № 1. — С. 200-211.
http://elar.urfu.ru/handle/10995/100393
https://elibrary.ru/item.asp?id=48542750
10.15826/koinon.2021.02.1.010
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Koinon. 2021. Т. 2. № 1
 
Формат application/pdf
 
Издатель Уральский федеральный университет