Просмотреть запись

Сложные казахские антропонимы с глагольным компонентом: пропозициональная структура

Электронный научный архив УРФУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Сложные казахские антропонимы с глагольным компонентом: пропозициональная структура
Kazakh Compound Anthroponyms with a Verbal Element: Propositional Structure
 
Автор Темиргазина, З. К.
Асельдерова, Р. О.
Temirgazina, Z. K.
Aselderova, R. O.
 
Тематика КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК
АНТРОПОНИМИЯ
ДВУСОСТАВНЫЙ КОМПОЗИТ С ГЛАГОЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ
ПРОПОЗИЦИЯ
ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
ИМЕНА-ПОЖЕЛАНИЯ
ИМЕНА-ОБЕРЕГИ
KAZAKH LANGUAGE
PERSONAL NAME, TWO-PART COMPOUNDS WITH A VERBAL COMPONENT
PROPOSITION
PROPOSITIONAL STRUCTURE
NAMES-WISHES
NAMES-AMULETS
 
Описание Рукопись поступила в редакцию 27.09.2021.
Received on 27 September 2021.
В статье рассматривается семантика казахских антропонимов двусоставной структуры Subst + Verb. Наличие глагола в сложном антропониме придает ему пропозициональный характер, поскольку в композите сохраняются синтаксические отношения, восходящие к исходному (мотивирующему) предложению. Так, существительные как первый компонент в сложном антропониме сохраняют синтаксическую семантику актанта — субъекта или объекта. В соответствии с концепцией Д. Ермоловича интродуктивной пропозицией каждого антропонима является ситуация «родился ребенок», которая выражается имплицитно. В зависимости от специфики пропозициональной структуры антропонимов с глагольным компонентом и культурных особенностей мотивов имянаречения выделяется несколько групп: мужские имена с темпоральным значением, мужские имена с глагольным компонентом беру, имена-пожелания и мужские имена-обереги. В первой группе имен две событийные пропозиции связаны темпоральными логическими отношениями. В микросинтаксисе имен с глаголом беру в функции субъекта употребляются названия высших сакральных сил, которые, согласно языческим представлениям казахов, одаривают родителей рождением младенца мужского пола — продолжателя родовых традиций, защитника семьи и рода. Основным мотивом имянаречения в именах-пожеланиях с глаголом болу также выступает идея предпочтительности и благословенности рождения мальчиков. Эта идея также является мотивом имянаречения девочек, в именах которых интенция пожелания может осложняться интенцией запрета. Охранная функция казахских имен особо важна для мужских антропонимов, поскольку традиционно считается, что мальчики более подвержены воздействию злых сил, сглазу. В именах-оберегах эксплицируется событийная пропозиция негативного характера, предназначенная для «отвращения» злых духов. Имплицитная интродуктивная пропозиция в зависимости от гендерной принадлежности объекта именования содержит разную оценку: рождение мальчика одобряется социально-культурными нормами, рождение девочки одобряется в меньшей степени. Исследование семантики казахских двусоставных антропонимов-композитов с глагольным компонентом показывает ее пропозициональный характер, в котором отражается микросинтаксис глагольного предиката и именных актантов, мотивированность культурными традициями казахского имянаречения.
The article deals with the semantics of Kazakh compound anthroponyms with the Subst + Verb structure. Such names retain syntactic relations of the original motivating sentence. Thus, the full name inherits propositional features of the verb component and the syntactic meaning of the actant: subject or object. Dmitry Yermolovich suggests that each personal name implies an introductory proposition of the situation ‘a child was born’. The paper distinguishes several groups of Kazakh names with a verbal component, based on the specifi city of propositional structure and the cultural background of name’s motivation: (1) male names with a temporal meaning, (2) male names with a verbal component beru ‘give,’ (3) wish-names, and (4) male amulet names. In the fi rst group of names, two “event-related” propositions are linked by temporal logical relations. In the second group, the subject is represented by names of the sacred forces which, according to the pagan beliefs of the Kazakhs, bestow the parents with the birth of a male baby — the continuer of the lineage, the protector of the family and clan. The wishnames with the verb bolu ‘be, become’ also convey the idea of the preference and blessing of the birth of boys. Moreover, the same idea often lies behind naming girls, in which case the wish can be laden with the idea of prohibition. The protective function of names is particularly important for male anthroponyms, since it is traditionally believed that boys are more susceptible to the infl uence of evil forces. Therefore, the amulet-names tend to carry a negative sense intended to avert evil spirits. An implicit introductory proposition varies depending on the gender: the birth of a boy is approved by socio-cultural norms; the birth of a girl is less welcomed. The study of the semantics of Kazakh two-part names with a verbal component reveals its propositional character refl ected in internal syntactic relations of the verbal predicate and nominal actants and explicates the cultural traditions of Kazakh naming.
 
Дата 2022-08-04T19:16:48Z
2022-08-04T19:16:48Z
2022
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Темиргазина З. К. Сложные казахские антропонимы с глагольным компонентом: пропозициональная структура / З. К. Темиргазина, Р. О. Асельдерова // Вопросы ономастики. — 2022. — Т. 19, № 2. — С. 48-65.
1994-2400
1994-2451
http://elar.urfu.ru/handle/10995/116396
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49267484
10.15826/vopr_onom.2022.19.2.016
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Вопросы ономастики. 2022. Том 19. № 2
 
Формат application/pdf
 
Издатель Издательство Уральского университета