Просмотреть запись

Идеалы студенческой молодежи в соотнесении с настоящим, возможным и анти-идеальным

Электронный архив РГППУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Идеалы студенческой молодежи в соотнесении с настоящим, возможным и анти-идеальным
The ideals of student youth in relation to the present, possible and anti-ideal
 
Автор Nikolaeva, I. A.
Николаева, И. А.
 
Тематика YOUTH IDEALS
VALUES
PRESENT
POSSIBLE-DESIRABLE
POSSIBLE-UNDESIRABLE
ANTI-IDEALS
ИДЕАЛЫ МОЛОДЕЖИ
ЦЕННОСТИ
НАСТОЯЩЕЕ
ВОЗМОЖНОЕ-ЖЕЛАЕМОЕ
ВОЗМОЖНОЕ-НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ
АНТИ-ИДЕАЛЫ
 
Описание Introduction. The study of youth ideals is of traditional interest because they provide an understanding of youth values and social orientations, which determine the choice of future and current social behaviour. Ideals are a component of a single image of the world; they are interrelated with the actual (present), possible/impossible and anti-ideal as fundamental modes of human existence. The correlation of ideals with these categories reveals their functionality as regulators of social behaviour. The theories of self-concepts and identity most fully use this system of categories. However, there is still no research of these categories as a single functioning system when studying the image of the social world of young people. Aim. The aim of the current research is to study the ideals of student youth in the context of the desired/present, possible/impossible, and permissible/unacceptable (anti-ideal). Methodology and research methods. The object of research is images of “other people” with socio-group and characteristic features, freely reproduced by students. The online study involved 284 second-year students; they reproduced 6472 images of “others” and attributed 13961 features. To identify the implicit structure of the desired categories, the respondents evaluated “others” on an ungraded scale of “Bottom” (anti-ideal) – Self – “Top” (ideal). The implicit structure includes ideals; images of the present (equivalent Self); images of the desired-possible; images of the undesirable, but possible and permissible; images of the unacceptable (anti-ideals). The author compared the ideals with other evaluative and normative categories by three parameters: 1) the frequency of actualisation in consciousness (relevance); 2) socio-group (institutional) specificity; 3) the value-added content of characteristic features. Results. The frequency of updating images was determined: ideals (7.9%), present (15.4%), desirable-possible (21.9%), undesirable, but possible and permissible (44.9%), anti-ideals (5.6%). Frequency reflects the relevance of categories in the general evaluation and regulatory system, and the probability of their occurrence in students’ minds in a situation of uncertainty. The socio-institutional specificity of ideals lies in the predominance of older and female images, images of relatives, parents and representatives of science. The priority of “loved ones” combines ideals-standards with the composition of the present, and orientation to “distant ones” as anti-ideals. It was found that the content of the ideals represents the hierarchy of personal students’ values and includes several levels: 1) central values are communicative and altruistic; they have the same frequency in all the compared categories; 2) the first level of significance is the values of knowledge; their relevance increases in terms of the possible-desired; 3) the second level is the values of achievement, struggle and risk, practical activity, physical data and comfort; their relevance increases in the samples of the possible (desirable and undesirable); 4) the third level is the values of social normativity; their relevance increases for anti-ideals. The images of the present indicate a low relevance of struggle, risk and achievements. The images of the possible correspond to ideals in the content of values, and reflect the values of the second level most specifically and differentiated. The most relevant are the samples of the undesirable possible. Scientific novelty. The values and social attributes of ideals are considered in relation to the categories of the present, possible (desirable and undesirable), anti-ideal. Quantitative relations of these categories in the current consciousness of young people are described. Practical significance. The results are useful for analysing and predicting the social behavior of young people.
Введение. Изучение идеалов молодежи представляет традиционный интерес в связи с тем, что они дают понимание ценностей и социальных ориентиров молодежи, определяющих выбор будущего и текущего социального поведения. Идеалы являются компонентом единого образа мира во взаимосвязи с актуальным (настоящим), возможным/невозможным и анти-идеальным как фундаментальными модусами человеческого бытия. Соотнесение идеалов с указанными категориями раскрывает их функциональные возможности как регуляторов социального поведения. Наиболее полно данная система категорий применяется в теориях Я-концепций и идентичности личности. Однако пока отсутствует изучение данных категорий как единой оценочно-регулятивной психологической системы в изучении образа социального мира молодежи. Цель статьи – изучение идеалов студенческой молодежи в контексте желаемого/настоящего, возможного/невозможного, допустимого/недопустимого (анти-идеального). Методология, методы и методики. Объектом исследования стали образы «других людей» с социально-групповыми и характеристическими признаками, свободно воспроизводимые студентами. Участники онлайн-исследования: 284 студента-второкурсника, которые воспроизвели 6 472 образа «других людей» и дали им 13 961 характеристический признак. Для выявления имплицитной структуры искомых категорий респонденты оценивали «других» на неградуированной шкале «Низшее» (анти-идеальное) – Я – «высшее» (идеальное)». Имплицитная структура включает: идеалы-эталоны; образы желаемого-возможного; образы настоящего (равноценные Я); образы нежелательного, но возможного и допустимого; образы недопустимого (анти-идеалы). Сравнение идеалов-эталонов с другими оценочно-регулятивными категориями выполнено по трем параметрам: 1) частота актуализации в сознании (актуальность); 2) социально-групповая (институциональная) специфика; 3) ценностное содержание характеристических признаков. Результаты. Определена частота актуализации образов: идеалы-эталоны (7,9 %), настоящее (15,4 %), желаемое-возможное (21,9 %), нежелательное, но возможное и допустимое (44,9 %), анти-идеалы (5,6 %). Частота отражает актуальность категорий в общей оценочно-регулятивной системе и вероятность их появления в сознании студентов в ситуации неопределенности. Выявлено, что социально-институциональная специфика идеалов заключается в преобладании старших и женских образов, образов родственников, родителей и представителей науки. Приоритетность «близких» объединяет идеалы-эталоны с составом настоящего, а ориентация на «далеких» – с составом анти-идеалов. Установлено ценностное содержание идеалов-эталонов, репрезентирующее иерархию личностных ценностей студентов: 1) центральные ценности – коммуникативные и альтруистические; они с равной частотой отражены во всех регулятивных категориях; 2) первый уровень значимости – ценности познания; их актуальность возрастает в образах возможного-желаемого; 3) второй уровень – ценности достижения, борьбы и риска, практической деятельности, физических данных и комфорта; их актуальность возрастает в образцах возможного (желаемого и нежелательного); 4) третий уровень – ценности социальной нормативности; их актуальность возрастает для анти-идеалов. Образы настоящего указывают на низкую актуальность борьбы, риска и достижений. Образцы возможного соответствуют идеалам по содержанию ценностей и отражают ценности второго уровня наиболее конкретно и дифференцировано. Наиболее часто актуализируются образцы нежелательного возможного. Научная новизна. Ценности и социальные атрибуты идеалов рассмотрены в соотнесении с категориями настоящего, возможного (желательного и нежелательного), анти-идеального. Описаны количественные соотношения данных категорий в актуальном сознании молодежи. Практическая значимость. Результаты целесообразно использовать для анализа и прогнозирования социального поведения молодежи.
 
Дата 2022-10-21T09:57:21Z
2022-10-21T09:57:21Z
2022-04
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Николаева, И. А. Идеалы студенческой молодежи в соотнесении с настоящим, возможным и анти-идеальным / И. А. Николаева // Образование и наука. — 2022. — № 4. — С. 168–199. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-168-199.
2310-5828
1994-5639
https://www.edscience.ru/jour/article/view/2677
https://www.scopus.com/record/display.uri?origin=resultslist&eid=2-s2.0-85132801424
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/41651
10.17853/1994-5639-2022-4-168-199
85132801424
2-s2.0-85132801424
WOS:000890966200006
000890966200006
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Образование и наука. 2022. № 4
 
Права Open access (info:eu-repo/semantics/openAccess)
Authors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).
 
Формат application/pdf
 
Издатель Российский государственный профессионально-педагогический университет
 
Источник Образование и наука
 
##plugins.schemas.dc.fields.audience.name## Other
Parents and Families
Researchers
School Support Staff
Students
Teachers