Просмотреть запись

Интернетизация обучения: отношение российских студентов

Электронный архив РГППУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Интернетизация обучения: отношение российских студентов
Online learning: Attitudes of Russian students
 
Автор Rudenkin, D. V.
Руденкин, Д. В.
 
Тематика STUDENTS
EDUCATIONAL SYSTEM
LEARNING PROCESS
INTERNET
LEARNING PROCESS
“DIGITAL NATIVES”
“GENERATION Z”
DIGITALISATION
DIGITAL SOCIETY
E-LEARNING
СТУДЕНТЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
ИНТЕРНЕТ
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
«ЦИФРОВЫЕ АБОРИГЕНЫ»
«ПОКОЛЕНИЕ Z»
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБУЧЕНИЯ
 
Описание Introduction. Active using of Internet technologies in the process of learning has become one of the most characteristic trends in the development of Russian education system over the past few years. The spread of this trend is facilitated by both the internal patterns of the development of Russian educational institutions and the need to transfer the learning process to a distance learning format, which arose under quarantine measures due to the Covid-19 pandemic. At the same time, it remains difficult to say, whether this process meets the real needs of students or not. The aim of the article is to identify and describe the main sentiments that arise in the environment of Russian students in connection with the growing role of the Internet in the learning process. Methodology and research methods. The present research is based on a complex methodology and uses both theoretical and empirical methods of analysis. The conceptual framework and the initial hypothesis of the research are determined on the basis of an analytical review of current papers in the area of psychology and sociology of education, which was implemented by using of common scientific methods: analysis, synthesis, comparison, and generalisation. The peculiarities of the actual attitudes of students to online learning were revealed using a mass survey of students in Ekaterinburg (N = 526) and an in-depth psychodiagnostic questionnaire conducted among students at the Ural State Pedagogical University (N = 120). Results. In the course of the research, it was established that the increasing internetisation of the learning process does not correspond to the real needs and patterns of behaviour of the majority of students and is perceived by them rather negatively. It was possible to find out that Russian researchers are used to considering modern students as a special generation of people, who have grown up in the conditions of the widespread spread of Internet technologies, who are accustomed to using such technologies very actively and are in need of their application within the framework of the learning process. However, the analysis of real moods of the students demonstrated that such a view is only partly true. Although many of them are really accustomed to actively using the Internet in their daily lives, most of them do not express real demand for using of it into the learning process. Scientific novelty. The authors substantiate skepticism about the intensive implementation of Internet technologies in the process of learning. The argument for the inconsistency of online learning with the real needs and patterns of behaviour of student representatives is presented. The need to carefully introduce Internet technologies into the learning process is recognised. Practical significance. The research materials can be used for the optimisation of Internet technologies implementation in the learning process and for the clarification of optimal algorithms for using such technologies when working with students.
Введение. Внедрение интернет-технологий в процесс обучения превратилось в один из наиболее характерных трендов развития российской системы образования последних нескольких лет. Распространению этого тренда способствуют как внутренние закономерности развития российских образовательных учреждений, так и необходимость перевода всего процесса обучения в дистанционный формат, которая возникла в условиях карантинных мер из-за пандемии Covid-19. Вместе с тем остается не вполне ясно, какое отношение к усиливающейся интернетизации процесса обучения возникает у одного из ключевых участников этого процесса - студентов. Цель представленного в статье исследования - идентификация и описание основных настроений, возникающих в среде российского студенчества в связи с активным внедрением интернет-технологий в процесс обучения. Методология и методы исследования. Представленное исследование базируется на комплексной методологии и опирается на методы как теоретического, так и эмпирического анализа. Концептуальная рамка и исходная гипотеза исследования определены на основе аналитического обзора актуальных трудов в области психологии и социологии образования, выполненного при помощи общенаучных методов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Особенности фактического отношения студенчества к интернетизации обучения были выявлены при помощи массового опроса студенчества г. Екатеринбурга (N = 526) и углубленного психодиагностического анкетирования, проведенного среди студентов Уральского государственного педагогического университета (N = 120). Результаты исследования. В ходе исследования было установлено, что усиливающаяся интернетизация процесса обучения не соответствует реальным потребностям и закономерностям поведения большинства студентов и воспринимается ими скорее негативно. Удалось выяснить, что российские исследователи привыкли рассматривать современное российское студенчество в качестве особого поколения людей, взрослевших в условиях повсеместного распространения интернет-технологий, привыкших использовать такие технологии очень активно и нуждающихся в их применении в рамках процесса обучения. Однако анализ настроений самих студентов показал, что такое представление верно лишь отчасти. Хотя многие из них действительно привыкли активно использовать Интернет в своей повседневной жизни, реального запроса на его внедрение в процесс обучения у большинства из них не прослеживается. А фактическое внедрение подобных технологий в процесс обучения может сказываться на эффективности их вовлечения в образовательный процесс скорее негативно. Научная новизна. В статье обосновывается скепсис по поводу интенсивного внедрения интернет-технологий в процесс обучения студентов. Приводится аргументация в пользу несоответствия интернетизации обучения реальным потребностям и закономерно стям поведения представителей студенчества. Констатируется необходимость осторожного внедрения интернет-технологий в процесс обучения. Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться для оптимизации внедрения интернет-технологий в процесс обучения и определения оптимальных алгоритмов использования таких технологий при работе со студентами.
Работа подготовлена в ходе выполнения фундаментального научного исследования по теме «Исследование эмоционального интеллекта субъектов образовательной среды в условиях цифровизации» (государственное задание № 073-00042-21-02).
The current research was prepared as part of the fundamental scientific research on the topic “Research of the Emotional Intelligence of Subjects of the Educational Environment in the Context of digitalisation” in the framework of the state assignment No. 073-00042-21-02.
 
Дата 2022-10-21T09:57:22Z
2022-10-21T09:57:22Z
2022-05
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Руденкин, Д. В. Интернетизация обучения: отношение российских студентов / Д. В. Руденкин // Образование и наука. — 2022. — № 5. — С. 181–205. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-181-205.
2310-5828
1994-5639
https://www.edscience.ru/jour/article/view/2732
https://www.scopus.com/record/display.uri?origin=resultslist&eid=2-s2.0-85132814920
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/41661
10.17853/1994-5639-2022-5-181-205
85132814920
2-s2.0-85132814920
WOS:000876449600007
000876449600007
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Образование и наука. 2022. № 5
 
Права Open access (info:eu-repo/semantics/openAccess)
Authors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).
 
Формат application/pdf
 
Издатель Российский государственный профессионально-педагогический университет
 
Источник Образование и наука
 
##plugins.schemas.dc.fields.audience.name## Other
Parents and Families
Researchers
School Support Staff
Students
Teachers