Просмотреть запись

К изучению горной мифонимии Урала: мифонимы, мотивированные социальной лексикой

Электронный научный архив УРФУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие К изучению горной мифонимии Урала: мифонимы, мотивированные социальной лексикой
On Studying the Mountain Mythonymy of the Urals: Mythonyms Motivated by Social Vocabulary
 
Автор Иванова, Е. Э.
Ivanova, E. E.
 
Тематика МИФОНИМИЯ
СЕМАНТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
ЭТИМОЛОГИЯ
ЭТНОЛИНГВИСТИКА
РУССКАЯ ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА
ТОПОНИМИЯ
УРАЛ
MYTHONYMY
SEMANTIC RECONSTRUCTION
ETYMOLOGY
ETHNOLINGUISTICS
RUSSIAN DIALECT VOCABULARY
TOPONYMY
URALS
 
Описание Поступила в редакцию: 16.09.2023. Принята к печати: 09.11.2023.
Submitted: 16.09.2023. Accepted: 09.11.2023.
В статье рассматривается горная мифонимия Урала — обозначения сверхъестественных антропоморфных существ, хранящих богатства недр (минералы и металлы) и способствующих или препятствующих их обнаружению, добыче и обработке. Русская горная мифология изучалась фольклористами, но лингвистический аспект начинает исследоваться только в настоящее время. Материал для статьи собран в полевых условиях в 2020–2023 гг., а также извлечен из словарей, фольклорных текстов, авторской литературы. Анализируются главным образом среднеуральские и южноуральские мифонимы; для сравнения иногда привлекается материал иных зон, связанных с Уралом географически или исторически (Башкирия, Сибирь). В статье подробно рассматриваются мотивации мифонимов и условия появления номинаций. Горная мифонимия может быть разделена на несколько групп в зависимости от мотивации, т. е. тематической группы лексики, лежащей в основе мифонима. В настоящей статье ан ализируются мифонимы, мотивированные социальной лексикой, а именно обозначающей человека или родственные отношения: золотая девка, каменная девка, горная девка, чудская девица, горный батюшка, горная матка, Шубин и др. Выявляется и объясняется специфика уральской горной мифонимии: так, для номинации женских духов используется лексема девка, тогда как для традиционной русской крестьянской мифологии характерна номинация баба. Выразительной чертой уральской горной мифонимии является наличие мифонимов, образованных от топонимов (девка Азовка, девка Дедюрка). В статье доказывается, что на формирование горной мифонимии повлияла мифология русского крестьянства, мифология автохтонных народов Урала (тюркских и финно-угорских), а также терминология активно развивавшегося на Урале в XVIII–XIX вв. горного дела.
This article discusses the mountain metonymy of the Urals, i.e. the designation of supernatural anthropomorphic creatures that store the riches of the subsoil (minerals and metals) and contribute to or hinder their discovery, extraction, and processing. Russian mountain mythology has been studied by folklorists, but the linguistic aspect is only beginning to be explored. The material for the article was collected in the field between 2020 and 2023, and derived from dictionaries, folklore texts, and authorial literature. The author mostly focuses on Middle Ural and South Ural mythonyms; for comparison, the article draws on material of other zones connected with the Urals geographically or historically (Bashkiria, Siberia). The article provides detailed descriptions of the motivations of mythonyms and the conditions for the appearance of nominations. Mountain mythonymy can be divided into several groups depending on the motivation, i. e. the thematic group of vocabulary underlying the mythonym. This article analyses mythonyms motivated by social vocabulary, namely, denoting a person or kinship: золотая девка (golden girl), каменная девка (stone girl), горная девка (mountain girl), чудская девица (Chudskaya maiden), горный батюшка (mountain father), горная матка (mountain mother), Шубин (Shubin), etc. The article reveals and explains the specificity of Ural mountain mythonymy: thus, the девка token is used for the nomination of female spirits, whereas the баба nomination is characteristic of traditional Russian peasant mythology. An expressive feature of Ural mountain mythonymy is the presence of mythonyms formed from toponyms (девка Азовка, девка Дедюрка). The article proves that the formation of mountain mythonymy was influenced by the mythology of the Russian peasantry, the mythology of the autochthonous peoples of the Urals (Turkic and Finno-Ugric), as well as the terminology of mining actively developing in the Urals in the eighteenth and nineteenth centuries.
Работа выполнена в рамках проекта «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов», финансируемого Минобрнауки России (номер темы FEUZ-2023-0018). Автор благодарит Е. Л. Березович за ценные консультации при подготовке статьи.
This research was conducted within the framework of the grant “Interaction of Cultural and Linguistic Traditions: The Urals in the Context of the Dynamics of Historical Processes”, FEUZ-2023-0018. The author would like to thank Elena L. Berezovich for valuable consultations during the preparation of the article.
 
Дата 2024-02-05T06:37:49Z
2024-02-05T06:37:49Z
2023
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Иванова Е. Э. К изучению горной мифонимии Урала: мифонимы, мотивированные социальной лексикой / Е. Э. Иванова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 4. — С. 234-250.
2227-2283
2587-6929
http://elar.urfu.ru/handle/10995/129406
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60051347
10.15826/izv2.2023.25.4.071
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 4
 
Издатель Уральский федеральный университет