Просмотреть запись

«Зияющие высоты» А. А. Зиновьева как модель философской антиутопии

Электронный научный архив УРФУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие «Зияющие высоты» А. А. Зиновьева как модель философской антиутопии
Yawning Heights by A. A. Zinoviev as a Model of Philosophical Dystopia
 
Автор Cеребрякова, Е. Г.
Serebryakova, E. G.
 
Тематика ЗИНОВЬЕВ
АНТИУТОПИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
ZINOVIEV
DYSTOPIA
ARTISTIC PICTURE OF THE WORLD
SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD
SOCIAL PHENOMENA
 
Описание Поступила в редакцию: 14.01.2023. Принята к печати: 24.10.2023.
Submitted: 14.01.2023. Accepted: 24.10.2023.
Статья посвящена анализу антиутопии А. А. Зиновьева «Зияющие высоты». Автор обосновывает тезис о принципиальном отличии философской антиутопии от художественной. По мнению автора, фундаментальное различие коренится в научном и художественном методах познания мира, специфических способах создания философской и художественной картин мира и типах нарратива. Автор художественного текста движется к модели мира от художественного образа, в то время как философская картина мира предполагает концептуальное видение мира и доказательную аргументацию собственной концепции. Это методологическое различие влечет уникальные авторские стратегии, определяющие поэтику и стилистику философского и художественного текстов. Эмоционально-чувственное восприятие мира автором художественного текста определяет тип нарратива, в котором логико-аналитический подход к действительности вторичен в сравнении с образным. Для научного мышления аналитизм и безошибочность умозаключений первичны. Философский подход предполагает целостность, в известном смысле завершенность. Художественная картина мира ориентирована на диалог с читателем, а значит, на дополнительное конструирование семантики текста за счет читательского опыта. Антиутопия «Зияющие высоты» оценена автором статьи как научный, но не художественный текст. Наблюдение, анализ, гипотеза и предположение выступают инструментом анализа социальной действительности, в которой, по мнению Зиновьева, действуют универсальные законы, общие для любой человеческой общности и общественного строя. Философ переносит в роман научный метод, движется в осмыслении социальных законов от абстрактного к конкретному, т. е. от социума к индивиду. Для оценки законов социальности, обезличивающих человека, Зиновьев использует персонажи-маски. Прием, типичный и для художественного текста, у философа получает особое наполнение. Схематизм образов отражает общий для всех социальных индивидов закон, при котором частное подчиняется общему, психологические и личностные различия нивелированы. Руководствуясь не художественной, а научной логикой, Зиновьев создал особый жанр — философскую антиутопию.
This article analyses A. A. Zinoviev’s dystopia Yawning Heights. The author substantiates the thesis about the fundamental difference between philosophical and artistic dystopias. In the author’s opinion, the fundamental difference is rooted in the scientific and artistic methods of cognition of the world, specific ways of creating philosophical and artistic pictures of the world, and types of narrative. The author of a literary text moves towards a model of the world from an artistic image. The philosophical picture of the world presupposes a conceptual vision of the world and evidencebased argumentation of this concept. This methodological difference entails unique author’s strategies that determine the poetics and style of philosophical and literary texts. The emotional-sensual perception of the world by the author of a literary text determines the type of narrative in which the logical-analytical approach to reality is secondary in comparison with the figurative one. For scientific thinking, the analyticity and infallibility of conclusions are primary. The philosophical approach presupposes integrity, and in a certain sense completeness. The artistic picture of the world is focused on a dialogue with the reader, and therefore on the additional construction of the semantics of the text through the reader’s experience. The dystopia Yawning Heights is evaluated by the author of the article as a scientific but not a literary text. Observation, analysis, hypothesis, and assumption are a tool for analysing social reality, in which, according to Zinoviev, there are universal laws that are common to any human community and social system. The philosopher transfers the scientific method into the novel, moves in the comprehension of social laws from the abstract to the particular, i.e., from society to the individual. Zinoviev uses mask characters to evaluate the laws of sociality that depersonalise a person. The method, which is also typical of a literary text, receives a special interpretation from the philosopher. The schematic character of images reflects a law common to all social individuals, in which the particular is subordinate to the general, and psychological and personal differences are leveled. Zinoviev created a special genre — a philosophical dystopia, which is guided not by artistic, but by scientific logic.
 
Дата 2024-02-05T06:37:51Z
2024-02-05T06:37:51Z
2023
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Cеребрякова Е. Г. «Зияющие высоты» А. А. Зиновьева как модель философской антиутопии / Е. Г. Cеребрякова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 4. — С. 108-118.
2227-2283
2587-6929
http://elar.urfu.ru/handle/10995/129417
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60051339
10.15826/izv2.2023.25.4.063
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 4
 
Издатель Уральский федеральный университет