Просмотреть запись

Ценообразование в российских вузах: как влияют на стоимость обучения вузы-конкуренты?

Электронный научный архив УРФУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Ценообразование в российских вузах: как влияют на стоимость обучения вузы-конкуренты?
Pricing in Russian Universities: How Do Competing Universities Infl uence Tuition Fees?
 
Автор Дмитриенко, А. С.
Мячин, А. Л.
Dmitrienko, A. S.
Myachin, A. L.
 
Тематика PRICING IN UNIVERSITIES
PRICING STRATEGIES
ECONOMICS OF HIGHER EDUCATION
HIGHER EDUCATION MARKET
EDUCATIONAL POLICY
PATTERN
PATTERN ANALYSIS
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ
СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
ЭКОНОМИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЫНОК ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ПАТТЕРН
АНАЛИЗ ПАТТЕРНОВ
 
Описание В работе анализируются стратегии ценообразования российских государственных вузов в контексте влияния конкурентов на рынке платного обучения. Цель работы - определить, каким образом конкуренция на локальных рынках высшего образования влияет на стратегии ценообразования российских государственных вузов. Эмпирическую базу исследования формируют данные Мониторинга качества приема в вузы, реализуемого НИУ ВШЭ. С использованием методов анализа паттернов, основанных на парном сравнении показателей (таких, как порядково-фиксированная и порядково-инвариантная паттерн-кластеризации), выделены однородные группы вузов с учетом показателей, характеризующих масштаб и качество приема на программы бакалавриата и специалитета. На примере технических направлений подготовки продемонстрированы результаты регрессионной модели для прогнозирования стоимости обучения в вузах соответствующих однородных групп за период 2011-2019 гг. Полученные результаты показали, что в каждой из однородных групп вузов наблюдается один или несколько лидеров, выступающих в роли ориентиров для остальных вузов данной группы при установлении стоимости обучения. При этом стратегии ценообразования вузов подразумевают ориентацию на лидеров рынка в своих сегментах спроса и группах специальностей. Выявленные особенности подтверждают, что конкуренция за студентов и финансирование приводит к появлению вузов-лидеров в определенных рыночных нишах. В отдельных группах вузов отмечается наличие явных лидеров рынка на локальном и региональном уровнях, имеющих существенный отрыв от конкурентов ввиду особенностей государственной политики и высокой неоднородности российского образовательного ландшафта.
The paper analyzes the pricing strategies of Russian state universities in the context of the competitors’ influence over the tuition-paying education market. The aim of the study is to find out how competition in local higher education markets affects the pricing strategies of Russian state universities. The empirical basis of the study is formed by the data of the Monitoring of Enrollment Quality at Russian Universities implemented by National Research University Higher School of Economics. With the help of pattern analysis methods (order-fixed and order-invariant pattern clustering), homogeneous groups of universities are identified taking into account indicators, which characterize the scale and quality of admission to bachelor and specialist programs. On the example of technical programs, the authors demonstrate the regression model for predicting the 2011-2019 education prices in universities of corresponding homogeneous groups. The results show that each homogeneous group of universities has one or several market leaders who serve as benchmarks for other universities in that group when setting tuition fees. At the same time, university pricing strategies involve orienting towards market leaders in their demand segments and specialty groups. The identified features confirm that competition among universities for students and funding leads to the appearance of market leaders in certain market niches. In some groups of universities, there are clear market leaders at the local and regional levels who have a significant lead over competitors due to the peculiarities of state policy and high heterogeneity of the Russian educational landscape.
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Авторы статьи выражают благодарность коллегам из Института институциональных исследований НИУ ВШЭ и Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ.
This work was supported by the Program for Basic Research of National Research University Higher School of Economics. The authors thank the colleagues from HSE Center for Institutional Studies and HSE International Centre of Decision Choice and Analysis for their participation in the discussions at various stages of preparing the text.
 
Дата 2024-02-19T10:17:42Z
2024-02-19T10:17:42Z
2023
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Дмитриенко А. С. Ценообразование в российских вузах: как влияют на стоимость обучения вузы-конкуренты? / А. С. Дмитриенко, А. Л. Мячин // Университетское управление: практика и анализ. — 2023. — Том 27. — № 2. — С. 75-88.
1999-6659
1999-6640
https://www.umj.ru/jour/article/view/1648
http://elar.urfu.ru/handle/10995/129543
54223041
10.15826/umpa.2023.02.014
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Университетское управление: практика и анализ. 2023. Том 27. № 2
 
Права Creative Commons Attribution License
https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
 
Формат application/pdf
 
Издатель Издательство Уральского университета