Просмотреть запись

Между двух империй: железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в позднеимперский период

Электронный научный архив УРФУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Между двух империй: железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в позднеимперский период
Between Two Empires: Railway Construction in the Far East in the Late Imperial Period
 
Автор Дмитриева, Н. В.
Dmitrieva, N.
 
Тематика РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
МАНЬЧЖУРИЯ
КИТАЙ
ТРАНСГРАНИЧЬЕ
КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ИНТЕГРАЦИЯ
RUSSIAN EMPIRE
RAILWAY CONSTRUCTION
MANCHURIA
CHINA
CROSSBORDER
CHINESE EASTERN RAILWAY
INTEGRATION
 
Описание The article was submitted on 08.10.2023.
В статье с привлечением широкого круга архивных источников анализируется история создания и функционирования в условиях российско-китайского трансграничья восточного подхода к Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) – Никольской ветви Уссурийской железной дороги. Призванная соединить КВЖД с железнодорожной сетью России, данная ветка в конце XIX – начале XX в. имела существенное значение для обеспечения связи Транссибирской магистрали с Владивостоком до сооружения обходного пути вдоль Амура. Использование концепта «трансграничье» позволяет вписать данный сюжет в контекст более широкой проблемы формирования контактных социокультурных зон вдоль протяженной сухопутной границы между Россией и Китаем. Объединение в единую железнодорожную сеть дорог двух империй привело к увеличению миграционных потоков, основанию новых населенных пунктов, развитию гражданской и военной инфраструктуры, элементы которой мы можем видеть до сих пор. Вместе с тем на протяжении длительного времени исследователи не уделяли особого внимания сооружению соединительных веток КВЖД и Транссиба, исключая прилегающие к ним территории из общего нарратива трансграничной проблематики, что придает особую актуальность исследованию. Архивные материалы позволяют охарактеризовать не только сложности, с которыми столкнулось российское правительство при сооружении соединительной ветки, но и начальный этап оформления вдоль нее сети населенных пунктов, их развитие, а также специфику существования в условиях трансграничья. Перечисленные вопросы затрагивались не только в Комитете Сибирской железной дороги, Министерстве путей сообщения и Министерстве финансов, непосредственно курировавших строительство и определявших объемы финансирования, но и в Обществе КВЖД. Обращение к ранее уже проверенному на других железных дорогах страны способу совместного строительства дорог на частные и казенные средства станет в дальнейшем одним из аргументов в пользу передачи Уссурийской железной дороги в аренду Обществу КВЖД.
Based on a wide range of archival sources, this article analyses the history of the creation and functioning of the Nikolskaya branch of the Ussuri Railway in the conditions of the Russian-Chinese transborder of the eastern approach to the Chinese Eastern Railway (CER). Designed to connect the CER with the Russian railway network, this branch was significant in the late nineteenth and early twentieth centuries from the point of view of ensuring the connection of the Trans-Siberian Railway with Vladivostok before the construction of a bypass along the Amur. The concept of “transborder” makes it possible to fit this plot into the broader problem of the formation of contact sociocultural zones along the long land border between Russia and China. The unification of the roads of the two empires into a single railway network led to an increase in migration flows, the founding of new settlements, and the development of civil and military infrastructure, elements of which can be still seen today. At the same time, for a long time, researchers paid no attention to the construction of the connecting branches of the CER and the Trans-Siberian Railway, excluding the adjacent territories from the general narrative of transborder issues, which makes the study particularly relevant. At the same time, archival materials make it possible to characterise not only the difficulties that the Russian government encountered during the construction of the connecting branch but also the initial stage of the formation of a network of settlements along it, their development, as well as the specifics of existence in transborder conditions. The listed issues were raised not only in the Committee of the Siberian Railway, the Ministry of Railways, and the Ministry of Finance, which directly supervised the construction and determined the volume of financing, but also in the CER Society. From the financial point of view, turning to the method of joint road construction using private and state funds, previously tested on other railways in the country, would become one of the arguments for leasing the Ussuri Railway to the CER Society.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-48-00004.
 
Дата 2024-04-04T09:41:38Z
2024-04-04T09:41:38Z
2024
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Дмитриева Н. В. Между двух империй: железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в позднеимперский период / Н. В. Дмитриева // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 1. — С. 254-267.
2311-911X
2313-6871
http://elar.urfu.ru/handle/10995/130160
https://elibrary.ru/item.asp?id=65385270
10.15826/qr.2024.1.877
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 1
 
Формат application/pdf
 
Издатель Уральский федеральный университет