Сочинение «История кратчайшая пения праворечного» (1832) в контексте раскола Монинской моленной староверов-поморцев
Электронный научный архив УРФУ
Информация об архиве | Просмотр оригиналаПоле | Значение | |
Заглавие |
Сочинение «История кратчайшая пения праворечного» (1832) в контексте раскола Монинской моленной староверов-поморцев
Conci se History of Right-Speech Singing (1832) in the Context of the Dissent of the Monin Prayer House of the Pomortsy Old Believers |
|
Автор |
Михеева, А. А.
Mikheeva, A. A. |
|
Тематика |
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
БОГОСЛУЖЕБНАЯ ПРАКТИКА БЕСПОПОВЦЫ МОНИНСКАЯ МОЛЕННАЯ ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ ПОМОРЦЫ ФЕДОСЕЕВЦЫ CHURCH SINGING LITURGICAL PRACTICE BESPOPOVTSY MONIN’S PRAYER HOUSE HISTORY OF THE OLD BELIEVERS PREOBRAZHENSKOYE CEMETERY POMORTSY FEDOSEEVTSY |
|
Описание |
Submitted: 30.03.2023. Accepted: 18.01.2024.
Поступила в редакцию: 30.03.2023. Принята к печати: 18.01.2024. В статье анализируется неизвестное ранее сочинение Макара Яковлева « История кратчайшая пения праворечного» (1832), написанное в центре федосеевского согласия староверов-беспоповцев — на Преображенском кладбище в Москве через несколько лет после раскола столичной Монинской общины беспоповцев поморского согласия по поводу церковно-певческой практики. Целью исследования является критика и анализ источника в контексте событий, в связи с которыми он был создан. Сочинение проанализировано различными методами археографии: исследуется бумага, почерки, оформление, структура текста. Сравниваются приводимые в нем аргументы в защиту практики наречного пения с аргументами других полемических сочинений старообрядцев на ту же тему. В ходе исследования был установлен круг лиц, связанных с происхождением анализируемого памятника, кроме самого Макара Яковлева, о котором высказаны догадки. Отмечено, что сочинение предполагалось размножить. Уточнены временные рамки создания текста «О словах пения церковного» одного из деятелей раскола Монинской общины Андреяна Сергеева и достоверность сообщения дореволюционного исследователя Н. И. Попова о роли хора федосеевской общины Преображенского кладбища в устроении церковного пения у беспоповцев того времени. Замечено, какие именно аргументы памятник вносит в спор о наречном пении, и что они по большей части основаны на слухах, доказывающих древность этой практики, чем отличаются от обычных рассуждений апологетов праворечия, опирающихся на анализ языка. Делается вывод о том, что памятник интересен для прояснения хода работы по переводу общины Ивана Анисимова, к которой присоединились отколовшиеся, на наречное пение. This article analyses The Concise History of Right-Speech Singing (1832), a previously unknown essay by Makar Yakovlev, written in the centre of the Fedoseevtsy denomination of the Bespopovtsy Old Believers, i.e. at the Preobrazhenskoye cemetery in Moscow a few years after the dissent of metropolitan Monin’s community of the Bespopovtsy of the Pomortsy denomination over church singing practice. The purpose of the study is to criticise and analyse the source in the context of the events which led to its creation. The author employs several methods of archaeography, examining the paper, handwriting, design, and structure of the text. The arguments given in it in defence of the practice of right-speech singing are compared with the arguments of other polemical works of the Old Believers on the same topic. The author establishes a circle of persons associated with the origin of the essay analysed, except for Makar Yakovlev himself, making several suppositions about him. It is noted that the essay was supposed to be copied. The article clarifies the time frames for the creation of the text On the Words of Church Singing by Andreian Sergeev, one of the leaders of the dissent of the Monin community, and the reliability of the message of the pre-revolutionary researcher N. I. Popov about the role of the Fedoseevtsy community of the Preobrazhenskoye cemetery’s choir in organizing church singing for the Bespopovtsy of that time. It is noted what kind of arguments the essay introduces into the dispute about right-speech singing, and that they are mostly based on rumours proving the ancient character of this practice, which is how they differ from the usual arguments of the advocates of “right speech”, based on the analysis of language. The author concludes that the source is interesting for clarifying the process of work on the transfer of Ivan Anisimov’s community, which the dissenters joined, to right-speech singing. Статья подготовлена в рамках выполнения госзадания Министерства науки и образования по теме «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов» № FEUZ-2023-0018. The article was prepared within the framework of the state task of the Ministry of Science and Education on the topic “Interaction of Cultural and Linguistic Traditions: The Urals in the Context of the Dynamics of Historical Processes” No. FEUZ-2023-0018. |
|
Дата |
2024-04-25T09:35:23Z
2024-04-25T09:35:23Z 2024 |
|
Тип |
Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article) Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion) |
|
Идентификатор |
Михеева А. А. Сочинение «История кратчайшая пения праворечного» (1832) в контексте раскола Монинской моленной староверов-поморцев / А. А. Михеева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 1. — С. 139-150.
2227-2283 2587-6929 http://elar.urfu.ru/handle/10995/132622 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65674403 10.15826/izv2.2024.26.1.009 |
|
Язык |
ru
|
|
Связанные ресурсы |
Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 1
|
|
Формат |
application/pdf
|
|
Издатель |
Уральский федеральный университет
|
|