От франко-русского союза (1894) к франко-советскому пакту о взаимопомощи (1935): два витка знакомства с изобразительным искусством союзника
Электронный научный архив УРФУ
Информация об архиве | Просмотр оригиналаПоле | Значение | |
Заглавие |
От франко-русского союза (1894) к франко-советскому пакту о взаимопомощи (1935): два витка знакомства с изобразительным искусством союзника
From the Franco-Russian Alliance (1894) to the Franco-Soviet Treaty on Mutual Assistance (1935): Two Rounds of Acquaintance with the Fine Art of the Ally |
|
Автор |
Беспалова, К. А.
Bespalova, K. A. |
|
Тематика |
ФРАНКО-РУССКИЙ СОЮЗ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОК ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ «МИР ИСКУССТВА» “SALON D’AUTOMNE” СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ FRANCO-RUSSIAN UNION FINE ARTS ORGANISATION OF EXHIBITIONS WORLD EXHIBITION TRETYAKOV GALLERY MIR ISKUSSTVA SALON D’AUTOMNE SOVIET PAINTING |
|
Описание |
Submitted: 14.08.2022. Accepted: 06.04.2023.
Поступила в редакцию: 14.08.2022. Принята к печати: 06.04.2023. В статье рассмотрено возникновение взаимного интереса к искусству Франции и Российской империи в период от заключения франко-русского союза (1894) и до франко-советского пакта о взаимопомощи (1935). Автор статьи выделяет два этапа обращения к изобразительному искусству дружественного государства: рубеж XIX и XX вв. и с 1924 г. после признания СССР Францией. Характеризуя первый период интереса к изобразительному искусству, автор приводит в пример ряд мероприятий, прошедших в Российской империи и во Франции, организованных при сотрудничестве французских и русских деятелей культуры и искусства. Сделан вывод о том, что организация многочисленных выставок искусства в обеих странах свидетельствовала об обоюдном стремлении сторон познакомиться с новинками художественного жанра союзной страны, а также осмыслить страницы общей истории (в частности, война 1812 г.). Описывая новый виток знакомства с культурой Франции и СССР после 1924 г., автор, привлекая источники из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, доказывает, что как во Франции, так и в СССР сохранялся интерес к изобразительному искусству друг друга и подпитывался за счет стремления Народного комиссариата просвещения РСФСР к сотрудничеству с Францией. В работе сделан акцент на том, что именно менее масштабные выставки, посредством которых признавалась взаимодополняемость и общность культур обеих стран, являлись главным местом культурного взаимодействия. Статья завершается выводом о том, что, несмотря на разный политический строй во Франции и Российской империи / СССР, культурные связи между странами играли существенную роль как на рубеже веков, так и в 1920–1930-е гг., когда они получили новый импульс за счет революционного прошлого обеих стран. This article considers the emergence of mutual interest in the art of France and the Russian Empire in the period from the conclusion of the Franco-Russian Alliance in 1894 to the Franco-Soviet Treaty of Mutual Assistance in 1935. The author of the article singles out two stages in the appeal to the fine arts of a friendly state: the turn of the twentieth century and the period following 1924 after the recognition of the USSR by France. Describing the first period of interest in the fine arts, the author refers to events that took place in the Russian Empire and in France, organised with the cooperation of French and Russian cultural and art figures. It is concluded that the organisation of numerous art exhibitions in both countries testified to the mutual desire of the parties to get acquainted with the novelties of the art genre of the other, as well as comprehend the episodes of common history (in particular, the war of 1812). Describing the new round of acquaintance with the culture of France and the USSR after 1924 and drawing on sources from the funds of the Russian State Archive of Literature and Art, the author proves that both in France and in the USSR, interest in the fine arts of each other remained and was fueled by the desire of the People’s Commissariat of Education of the RSFSR to cooperate with France. The work focuses on the fact that it was the smaller exhibitions through which the complementarity and commonality of cultures of both countries were recognised and which were the main place of cultural interaction. The author concludes that despite the different political systems in France and the Russian Empire / USSR, cultural ties between the two countries played a significant role, both at the turn of the century and in the 1920s–1930s, when cultural ties between them became a new impulse due to their respective revolutionary past. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-78-10014 «От Согласия к Пакту: франко-русские / франко-советские отношения в период 1890–1930-х гг.»). The research is sponsored by a grant of the Russian Science Foundation 20-78-10014 “From Entente to Pact: French-Russian/French-Soviet Relations during the 1890s–1930s”. |
|
Дата |
2024-04-25T09:35:24Z
2024-04-25T09:35:24Z 2024 |
|
Тип |
Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article) Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion) |
|
Идентификатор |
Беспалова К. А. От франко-русского союза (1894) к франко-советскому пакту о взаимопомощи (1935): два витка знакомства с изобразительным искусством союзника / К. А. Беспалова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 1. — С. 184-197.
2227-2283 2587-6929 http://elar.urfu.ru/handle/10995/132625 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65674406 10.15826/izv2.2024.26.1.012 |
|
Язык |
ru
|
|
Связанные ресурсы |
Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 1
|
|
Формат |
application/pdf
|
|
Издатель |
Уральский федеральный университет
|
|