Просмотреть запись

Пародия на тип «чувствительного путешественника» в русских травелогах первой трети XIX в.

Электронный научный архив УРФУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Пародия на тип «чувствительного путешественника» в русских травелогах первой трети XIX в.
Parody of the “Sensitive Traveller” Type in the Russian Travelogues of the First Third of the 19th Century
 
Автор Константинова, Н. В.
Kon stantinova, N. V.
 
Тематика «ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК»
ПАРОДИЯ
ТРАВЕЛОГ
СУБЪЕКТ ПОВЕСТВОВАНИЯ
«КАРАМЗИНСКИЙ КАНОН»
АВТОР
РАССКАЗЧИК
СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
“SENSITIVE TRAVELLER”
PARODY
TRAVELOGUE
SUBJECT OF NARRATION
“KARAMZIN CANON”
AUTHOR
NARRATOR
SENTIMENTAL JOURNEY
 
Описание Submitted: 16.08.2023. Accepted: 18.01.2024.
Поступила в редакцию: 16.08.2023. Принята к печати: 18.01.2024.
В статье содержится анализ русских травелогов первой трети XIX в., представляющих собой варианты пародий на «карамзинский канон». Основным предметом исследования является тип субъекта повествования — «чувствительный путешественник», характерный для сентиментальных путешествий начала XIX в. В качестве источников изучения выбраны как популярные пародийные тексты травелогов (например, «Мое путешествие, или Приключения одного дня» Н. П. Брусилова, «Чувствительное путешествие по Невскому проспекту» П. Л. Яковлева), так и неизвестные широкому кругу читателей. Впервые представлен анализ анонимного текста «Чувствительное путешествие в Санкт-Петербург деревенского дворянина», опубликованного в двух выпусках журнала «Отечественные записки» за 1826 г. Задачи исследования — систематизировать основные подходы к изучению русских пародийных травелогов первой трети XIX в., определить функции пародии на тип «чувствительного путешественника», выявить влияние пародийных текстов на эволюцию жанра травелога в историко-литературном процессе. В результате проведенного анализа были сделаны следующие выводы: появление пародийных травелогов было связано с кризисом сентиментального направления в русском историко-литературном процессе XIX в., основными объектами пародий стали ключевые элементы «карамзинского канона», «общие места», которые показывали несостоятельность принципов сентиментальной поэтики путешествий. Пародии на тип «чувствительного путешественника» демонстрировали чрезмерное увлечение авторов описанием чувствительности, субъективности восприятия события путешествия, что привело к искажению основных параметров повествовательной структуры травелога, бесфабульности, нивелированию статуса события путешествия, в связи с чем пародийные травелоги стали изображать «путешествие без путешествия», «путешествие до путешествия», «воображаемое путешествие» и т. п. Таким образом, пародии на жанр травелога и тип «чувствительного путешественника» оказались популярным явлением в русском историко-литературном процессе первой трети XIX в. и демонстрировали необходимость трансформации повествовательной структуры текста о путешествии.
This article analyses Russian travelogues of the first third of the nineteenth century, which are variations of parodies of the “Karamzin canon”. The study focuses on the “sensitive traveller” as a type of the subject of narrative characteristic of the sentimental travel of the early nineteenth century. The author refers to both popular parody texts of travelogues (for example, My Journey, or the Adventures of One Day by N. P. Brusilov and A Sensitive Journey along Nevsky Prospekt by P. L. Yakovlev) and those unknown to the wider audience. The article presents an analysis of the anonymous text A Sensitive Journey to St Petersburg of a Village Nobleman, published in two issues of the journal Otechestvennye Zapiski for 1826 which has not been carried out before. The research aims to systematise the main approaches to the study of Russian parody travelogues of the first third of the nineteenth century, determine the functions of parody on the type of “sensitive traveller”, and identify the influence of parody texts on the evolution of the travelogue genre in the historical and literary process. As a result of the analysis, the author concludes that the appearance of parody travelogues was associated with the crisis of sentimentalism as a mode in the Russian historical and literary process of the nineteenth century; the main objects of parodies were the key elements of the “Karamzin canon”, “common places”, which demonstrated the inconsistency of the principles of sentimental poetics of travel. Parodies of the “sensitive traveller” type demonstrated the authors’ excessive fascination with the description of sensitivity and subjectivity of perception of the travel event, which led to a distortion of the main parameters of the narrative structure of the travelogue, a lack of fabula, and leveling of the status of the travel event. In this connection, parody travelogues began to depict “a journey without a journey”, “a journey before a journey”, “an imaginary journey”, etc. Thus, parodies of the travelogue genre and the type of “sensitive traveller” turned out to be a popular phenomenon in the Russian historical and literary process in the first third of the nineteenth century and demonstrated the need to transform the narrative structure of the travel text.
 
Дата 2024-04-25T09:35:24Z
2024-04-25T09:35:24Z
2024
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Константинова Н. В. Пародия на тип «чувствительного путешественника» в русских травелогах первой трети XIX в. / Н. В. Константинова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 1. — С. 213-229.
2227-2283
2587-6929
http://elar.urfu.ru/handle/10995/132627
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65674408
10.15826/izv2.2024.26.1.014
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 1
 
Формат application/pdf
 
Издатель Уральский федеральный университет