Просмотреть запись

И. А. Пуни как художественный критик (на основе текстов 1914–1919 гг.)

Электронный научный архив УРФУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие И. А. Пуни как художественный критик (на основе текстов 1914–1919 гг.)
I. A. Puni as an Art Critic (Based on the Texts from 1914–1919)
 
Автор Галеева, Т. А.
Петкау, А. Ю.
Galeeva, T. A.
Petkau, A. Yu.
 
Тематика ПУНИ И. А.
МАЛЕВИЧ К. С.
АВАНГАРД
СУПРЕМАТИЗМ
ФУТУРИЗМ
ВЕЩЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО XX В
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА
PUNI I. A.
MALEVICH K. S.
AVANT-GARDE
SUPREMATISM
FUTURISM
MATERIAL CULTURE
20TH-CENTURY ART
ART CRITICISM
 
Описание Submitted: 24.04.2023. Accepted: 26.02.2024.
Поступила в редакцию: 24.04.2023. Принята к печати: 26.02.2024.
Настоящее исследование посвящено художественно-критической деятельности мастера русского авангарда и организатора футуристических выставок И. А. Пуни в рамках его первого творческого периода, предшествующего эмиграции. Научная новизна проекта видится в смещении фокуса на малоисследованное поле — текстовые нарративы художника. Исследовательскому взгляду открываются ценные сведения о времени, мировосприятии куратора / художника / критика (в случае с И. А. Пуни — все в одном лице) и о «болевых» точках искусства. Выводы базируются на разноаспектном текстовом материале (критические статьи, письма, материалы лекции), погружающем в контекст художественной жизни Петрограда и Витебска начала века. С опорой на структурно-семиотический анализ проводятся параллели с живописным и кураторским опытом И. А. Пуни. В фокусе внимания Пуни находятся теоретические аспекты нового искусства, волнующие его как художника. В его текстах ставятся полемические вопросы о важности «вещественной культуры», о роли художника, о футуризме, о кураторстве. В эпоху доминирования производственного искусства и принципов утилитарности Пуни подчеркивает ценность индивидуальности художника, его понимания эстетических задач и интеллектуальной наполненности визуального нарратива. Для И. А. Пуни красота искусства заключается в его бесполезности для жизни: именно утилитарное производство влияет на искусство, а не наоборот. Через цветную материальность, особенности композиции и формы художник подчеркивает сущность, внутреннюю конструкцию изображаемого предмета. В исследовании отмечается особая стилистика текстов И. А. Пуни, опирающаяся на нейтральность тона, аргументированность суждений, что было не свойственно теоретикам в эпоху «плакатного языка». Кураторская деятельность художника, манифестированная знаковыми выставками «Трамвай B» и «0, 10», дает пример «критика в действии». Проанализированные материалы показывают сложность выбора объектов, способных вести рассказ, и важность собственной позиции в аспекте соперничества К. С. Малевича и В. Е. Татлина.
This study examines the artistic and critical activity of I. A. Puni, a Russian avantgarde master and organiser of futurist exhibitions in the framework of his first creative period, preceding emigration. The opportunity to look from a historical distance at the time of the emergence of Russian avant-garde from the inside makes the study relevant. The researchers focus on valuable information about the time, the worldview of a curator/artist/critic (I. A. Puni being all of them) and the “pain” points of art. The conclusions are based on the multidimensional textual material (critical articles, letters, lecture materials), which helps immerse in the context of artistic life in Petrograd and Vitebsk at the beginning of the century. Using structural and semiotic analysis, the authors draw parallels with I. A. Puni’s painting and curatorial experience. Puni’s focus is on the theoretical aspects of the new art that concerned him as an artist. His texts raise polemical questions about the importance of “material culture”, the role of the artist, futurism, and curatorship. In an era dominated by production art and the principles of utilitarianism, Puni emphasises the value of the artist’s individuality, their understanding of aesthetic tasks, and the intellectual content of the visual narrative. For Puni, the beauty of art lies in its uselessness for life: it is utilitarian production that influences art, not the other way around. Through coloured materiality, peculiarities of composition and form, the artist emphasises the essence and the inner construction of the depicted object. The study notes the special stylistics of Puni’s texts, based on the neutrality of tone, reasoned judgments, which was not typical of theorists in the era of “poster language”. The artist’s curatorial activity, manifested by the landmark exhibitions “Tram B” and “0.10”, gives an example of a “critic in action”. The materials analysed show the complexity of the choice of objects capable of driving the narrative and the importance of one’s own position in the aspect of the rivalry between K. S. Malevich and V. E. Tatlin.
 
Дата 2024-04-25T09:35:24Z
2024-04-25T09:35:24Z
2024
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Галеева Т. А. И. А. Пуни как художественный критик (на основе текстов 1914–1919 гг.) / Т. А. Галеева, А. Ю. Петкау // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 1. — С. 268-281.
2227-2283
2587-6929
http://elar.urfu.ru/handle/10995/132630
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65674411
10.15826/izv2.2024.26.1.017
 
Язык ru
 
Связанные ресурсы Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 1
 
Формат application/pdf
 
Издатель Уральский федеральный университет