Просмотреть запись

Апробация короткой онлайн-батареи пространственных способностей (OSSAB) для тестирования студентов университетов

Электронный архив РГППУ

Информация об архиве | Просмотр оригинала
 
 
Поле Значение
 
Заглавие Апробация короткой онлайн-батареи пространственных способностей (OSSAB) для тестирования студентов университетов
Applicability of the Online Short Spatial Ability Battery to university students testing
 
Автор Барцева, К. В.
Лиханов, М. В.
Солдатова, Е. Л.
Цигеман, Э. С.
Аленина, Е. А.
Ковас, Ю. В.
Bartseva, K. V.
Likhanov, M. V.
Soldatova, E. L.
Tsigeman, E. S.
Alenina, E. A.
Kovas, Y.
 
Тематика SPATIAL ABILITY
SPATIAL INTELLIGENCE
ASSESSMENT
COMPUTERISED TESTING
PSYCHOMETRICS
UNIVERSITY STUDENTS
EDUCATION
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
ОЦЕНКА
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ПСИХОМЕТРИКА
СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТОВ
ОБРАЗОВАНИЕ
 
Описание Introduction. Multiple studies advocate an importance of spatial abilities (SA) for educational and occupational success, especially in STEM. Recently an Online Short Spatial Ability Battery (OSSAB) was developed and normed for SA testing in adolescents. The battery includes mechanical reasoning, paper folding, pattern assembly, and shape rotation tests. The battery has shown good psychometric characteristics (high reliability and validity, low redundancy, discriminative power), and is available in open access and free to use. Aim. The present research aims: 1) to examine the applicability of the OSSAB for university student testing; 2) to describe its psychometric properties and structure; and 3) to investigate links between SA and educational performance. Methods. A total of 772 university students (aged from 18 to 26, mean age (SD) = 19.55 (1.51), 63.1% females) participated in the study. Participants provided information about their age, gender, university major, and academic achievement, and completed a battery of tests that included the OSSAB tests. Results. The study reports psychometric norms for using the OSSAB in university students. Students’ performance in the OSSAB was similar to that shown in previous research in adolescents in terms of means and variance. The OSSAB showed adequate psychometric properties in this sample: no floor or ceiling effects; low redundancy; moderate to high internal consistency; high discriminative power across university majors; and high external validity. The results indicated that around 6% of the students showed very high levels of SA (higher than 1.5 SD above the mean), and around 8% of students showed very low levels of SA (lower than 1.5 SD below mean). In addition, the OSSAB scores were linked to educational profile choice and exam scores, with small-to-medium effect sizes. Scientific novelty. The study provides psychometric norms for a short online open measure of spatial ability in university students. Practical significance. The OSSAB can be used to provide individual recommendations to students (e.g. SA training), to identify spatially gifted students, and for research purposes in university contexts.
Введение. В многочисленных современных исследованиях показана важность пространственных способностей (ПС) для успешности обучения и эффективности профессиональной деятельности, особенно в сферах STEM (связанных с наукой, техникой, инжинирингом и математикой). ПС понимаются как предрасположенность и умение мысленно оперировать объектами: создавать, вызывать, хранить и изменять их образы в пространстве и отношениях. Диагностика ПС в образовательных контекстах позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения студента в зависимости от уровня способностей. Исследования, посвященные подходам к диагностике способностей, сегодня актуальны во всем мире. Разработка новых инструментов, психометрическая адаптация инструментария к специфическим группам, особенно в образовательной сфере, – одна из ключевых задач в психологическом сопровождении студентов с целью адаптивного обучения и профессионального самоопределения. Недавно разработанная батарея пространственных способностей (OSSAB) прошла психометрическую проверку, стандартизацию и нормирование для подросткового возраста. Батарея включает тесты на механическое мышление, складывание бумаги, сборку моделей и вращение фигур. Батарея показала хорошие психометрические характеристики (высокую надежность и валидность, дискриминативность, низкую избыточность), она находится в открытом доступе и бесплатна для использования. Адаптация батареи для студенческого возраста позволяет обеспечить преемственность в обучении и устраняет дефицит в диагностическом инструментарии для старших возрастов. Цель. Целью настоящего исследования было оценить структуру и психометрические свойства батареи при тестировании студентов вузов и сравнить их с данными, полученными для подростковой выборки, на которой была разработана батарея OSSAB, а также изучить связи между ПС и результатами обучения. Методология, методы и методики. В исследовании приняли участие 772 студента университетов (возраст от 18 до 26 лет, средний возраст (SD) = 19,55 (1,51), 63,1 % женщин). Участники предоставили информацию о своем возрасте, поле, специальности, академической успеваемости и выполнили ряд тестов, включающих OSSAB. Результаты. Результаты выполнения OSSAB сходны с теми, которые были показаны в предыдущих исследованиях у подростков. OSSAB продемонстрировала адекватные психометрические свойства инструмента на студенческой выборке: отсутствие эффектов пола и потолка; низкую избыточность; умеренную или высокую внутреннюю согласованность; высокую дискриминативную способность по специальностям; высокую внешнюю валидность. Результаты показали, что около 6 % студентов продемонстрировали очень высокий уровень ПС (более чем на 1,5 SD выше среднего), а около 8 % студентов – очень низкий уровень ПС (менее чем на 1,5 SD ниже среднего). Кроме того, показатели OSSAB были связаны с выбором профиля обучения и результатами экзаменов с небольшим и средним размером эффекта. Научная новизна. В нашем исследовании представлены психометрические нормы для короткого открытого онлайн-инструмента для оценки пространственных способностей у студентов вузов. Практическая значимость. Батарея OSSAB может быть использована при подготовке индивидуальных рекомендаций для студентов (например, о тренировках ПС), для выявления пространственно одаренных студентов, а также при проведении исследований в условиях университета.
This study is part of the project № 23-18-00142 “Nostalgia as a Source of Resilience in Isolation” supported by the Russian Science Foundation. The author’s team would like to thank the anonymous reviewers for their evaluation of the article and valuable comments.
Данное исследование является частью проекта № 23-18-00142 «Ностальгия как ресурс жизнестойкости личности в ситуации изоляции», поддержанного Российским научным фондом. Авторский коллектив выражает благодарность анонимным рецензентам за оценку статьи и ценные замечания.
 
Дата 2024-04-10T11:53:16Z
2024-04-10T11:53:16Z
2023-12
 
Тип Article
Journal article (info:eu-repo/semantics/article)
Published version (info:eu-repo/semantics/publishedVersion)
 
Идентификатор Апробация короткой онлайн-батареи пространственных способностей (OSSAB) для тестирования студентов университетов / К. В. Барцева, М. В. Лиханов, Е. Л. Солдатова, Э. С. Цигеман, Е. А. Аленина, Ю. В. Ковас // Образование и наука. — 2023. — № 10. — С. 183–204. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-10-183-204.
2310-5828
1994-5639
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44035
10.17853/1994-5639-2023-10-183-204
 
Язык en
 
Связанные ресурсы info:eu-repo/grantAgreement/RSF//23-18-00142
Образование и наука. 2023. № 10
 
Права Open access (info:eu-repo/semantics/openAccess)
Authors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).
Авторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).
 
Формат application/pdf
 
Издатель Российский государственный профессионально-педагогический университет